Пасха
Обряды, приметы, игры и обычаи Пасхальной недели - в этой статье.
Пасха в Украине - это праздник весеннего воскресения, обновления природы, отмечался в день весеннего равноденствия еще во времена язычества. Это сочетание двух вер, двух миров - язычества и христианства - до сих пор сохранилось в верованиях и пасхальный обрядности Украины.
Согласно древним поверьям, злые духи, как жители подземного царства, живут в могильной тишине и очень боятся крика, шума, стрельбы, лязга, колокола. И когда на Пасху раздавались выстрелы из ружей, «пушек», шумели всевозможные трещотки, колотушки, звонили в церковные колокола, то люди верили, что все это отгоняет злых духов и нечистую силу.
… Старается, грызет Нечистый, зная, что как справится к Пасхе, - наступит конец света. Вот осталась последняя цепь, еще мгновение - падет и она, и тут ... зазвонили в церкви колокола, запели люди «Христос воскрес!», и возобновились все преграды, …начинает он работу сначала. А как наступит такое время на земле, люди перестанут петь и приветствовать друг друга словами «Христос воскрес!», - упадет последняя цепь, вырвется Сатана на волю, и будет конец света. Так определил для себя наш народ важность Пасхи - своего большого праздника.
На Левобережье верят, что, если пойти на кладбище и похристосоваться с покойными родителями именно в то время, как в храме впервые споют «Христос воскрес!», то с могил можно услышать ответ: «Воистину воскрес!» .
Касаясь пасхального целования или христосование, стоит заметить, что этот обычай, с одной стороны, пережиток языческого обряда радостной встречи членов общины, когда они с наступлением теплых дней сходились , проведя долгую и тяжелую зиму, небольшими группами, прячась от холода. С другой стороны, этот обряд уходит своими корнями в еще более глубокой древности. Первобытные люди считали, что дыхание - это сущность души. И христиане, целуя на Пасху иконы, крест и т.д., верили, что таким образом на них переносится волшебная сила этих предметов.
Христосуясь, люди пытались таким образом обменяться духом, который вошел в них во время Пасхального богослужения и целование различных священных реликвий.
На Херсонщине использовался интересный обычай ставить на пасхальный стол также тарелку с землей, на которой зеленели проросшие стебельки овса, высеянные за две недели до этого. Между зеленью клали столько красных яиц, сколько в этом доме умерло родных. Эта символическая «могила» стояла в доме к проводам.
Обряд разговения в разных регионах Украины происходит неодинаково. Типичной формой этого обряда является то, что хозяин трижды обходит вокруг стола, с миской, наполненной освященным яйцом. После этого, став лицом к иконам, разрезает на тарелке несколько посвященных яиц и преподносит часть яйца в рот (вроде причащает) каждому члену семьи, приговаривая: «Дай Бог, еще и на тот год дождаться святого праздника Воскресения Христова в счастье и здоровье! ».
Такой обряд бытует на Подолье, Волыни и в Западной Галиции.
В Центральной и Восточной Украине разговляются без специального ритуала. Розговляючись, стараются, чтобы ни одна крошка куличей не упала на землю. их потом бросают в огонь, «чтобы мыши не поели». Согласно поверью, мышь, которая съест крошки куличей, превращается в летучую мышь и будет летать над головой того, кто уронил наземь освященное.
Упиваться же во время разговения нельзя, потому что «как упьешься на разговения, то целый год будешь ходить как в полусне, так тебя Бог накажет».
На Херсонщине для тех, кто находился в пути и не сидел за пасхальным столом вместе с семьей, хозяйка отрезала кусок кулича и, завернув его в полотенце вместе с тремя яичками, клала на углу. На Вознесение, если путники еще не вернулись, гостинец отдавала нищим.
На Киевщине после разговения умываются, кладя в миску два яйца и медную монету, а затем воду выливают на огонь или в озеро.
Согласно приметам и поверьям, которые бытуют в Киевской области, «когда на Пасху розговеешься и выйдешь из дома на улицу, то что первое увидишь, тем и будет удача». Если в этот день небо облачное или идет дождь - будет урожай. В день праздника Воскресения Господнего ворота в царство небесное открыты, а тот, кто в этот день умрет, попадет сразу же в рай. Ребенок, родившийся в этот день, будет несчастный. «Считается большим грехом не здороваться в этот день даже с врагом».
На Слобожанщине после обеда идут на кладбище христосоваться с усопшими и кладут на могилы яйца.
На Пасху каждый крестьянин искал возможность несколько раз дернуть за веревку и ударить в колокол, ибо согласно народным верованиям это приносило счастье и ... родила гречка.
С давних времен существует в Украине поверье, что на Пасху, во время восхода - солнце «играет». На Гуцульщине каждый, увидев солнце, которое восходит, набожно поднимал головной убор и, повернувшись лицом к востоку, отдавал ему глубокий поклон, крестился и шептал слова молитвы: «Слава тебе, Господи, за личико твое Господне, которое себя показало, праведное; слава Тебе ».
На Волыни считают, что солнце - «царь неба», что светит и греет днем, а ночью скрывается за землю, обходит ее и на утро снова появляется на востоке.
На Подолье полагают, что солнце - это отблеск лица Божия, и потому оно так ярко светит. В древности в Украине девушки молились солнцу. В частности, в Черкасской области девушки вставали рано на Пасху, шли в сад, находились под яблоней, лицом к востоку, и ждали восхода солнца. Как только солнце появлялось, девушки складывали руки, как перед иконой, и молились. После молитвы, на дереве, под которым стояли, делали отметку крестиком на коре и, когда яблоня зацветет, с ее цвета плели венок и надевали на голову, а затем тот венок сохраняли и им очаровывали на любовь.
Использовался в древности в Украине обычай на Пасху качаться на качелях. Рядом с качелями, как правило, и молодежь и взрослые играли в пасхальные яйца или писанки. Женщины и девушки в играх участия не принимали. Чаще всего играли в «на вбитки», «катка» и «броска».
Известный пасхальный обычай катания яиц был связан с верой древних славян в демонов. Люди верили, что, катая яйца, можно заставить злых духов танцевать, падать, кувыркаться, что вызывало им ужасные страдания. Если же яйца ударять друг о друга, то можно заставить духов биться лбами. В древности люди верили, что таким образом можно вести борьбу со злыми духами, досаждать им.
Как на Благовещение, так и на Пасху, как выпадали теплые и солнечные дни, девушки ходили вокруг села (а вслед за ними маленькие дети) и пели веснянки, собравшись
на выгоне или у церкви, водили хоровод вокруг и Коструба, символизирующего зиму.
Исследователи проводят параллель между нашим Кострубрм и древнегреческим Адонисом, в честь которого чествовали праздник ранней весной. Женщины, участницы праздника, плакали, пели посвященные ему песни, били себя в грудь; все это происходило над куклой, изображавшей Адониса под аккомпанемент флейты. Через день Адонис просыпался, оживал, и женщины радовались. Итак, празднование состояло из двух главных актов: печального и веселого.
В образах Адониса, Аттиса, Осириса – древние финикийцы, сирийцы, греки, фригийцы, египтяне, ассирийцы, вавилонци, а в образе Коструба - славяне – оплакивали смерть природы и радовались по поводу ее воскресения.
В древности в Пасхальный понедельник крестьяне ходили друг к другу, христосовались и обменивались писанками.
Парни в ночь с воскресенья на понедельник обходили дома и, остановившись под окном дома и стали полукругом под аккомпанемент скрипки, пели «волочебни» песни (аналогичные колядницким). Подарки, которые получали от хозяев домов, назывались «волочильным». Этого обычая когда-то придерживались наши предки язычники, но вследствие давления со стороны христианства этот обычай забылся. В XVI в. в проповедях Ивана Вышенского имели место острые нападки на этот обычай как на языческий. Постепенно он превратился в исключительно детский.
Пасхального понедельника кресники ходили в гости к крестным родителей, внуки - к бабушкам, неся им гостинец - пироги и яйца. Такой точно гостинец ( «волочильное»)им давали с собой.
В этот день ребята-гуцулы водили своих девушек к реке и обливали их водой - на красоту и здоровье, получая за это писанку. От этого обычая, известного и в других регионах Украины, в частности, на Подолье, понедельник получил название «поливальный».
О несостоятельности искоренить христианством этого языческого обычая наших предков, связанного с весенним очищением водой, свидетельствует то, что, если в XV в. он запрещался вообще, то в XVIII в. запрещалось обливать водой на Пасху только тех людей, которые не присутствовали на заутрени.
На третий день Пасхальных Праздников крестьяне собирались в корчме на музыки - «проводить праздники».
Итак, три дня Пасхи были счастливым временем гостей, молодежных развлечений и забав. Старшие люди искали в эти дни цветы хохлатки, а найдя, топтали их: «Чтобы и на тот год дождаться хохлатки топтать».
Пасха заканчивался, но еще стояли на столах пасхи, пасхальные яйца и звучало везде «Христос воскрес!». Так разрешалось приветствовать в течение сорока дней - до дня Христова Вознесения.
Одной из самых распространенных развлечений молодежи в Украине была когда-то так называемая «улица» - своеобразные вечерницы девушек и парней под открытым небом.
«Улица», как правило, собиралась в определенном, заранее назначенном, месте: на площади посреди села, на зеленом лугу у реки или на лугу - это зависело от местных обстоятельств. Начиналась «улица» от Пасхи и продолжалась все лето - до дня Семена (14 сентября).
К началу полевых работ молодежь собиралась каждый вечер, а когда начиналась работа в поле, то только в воскресенье и в праздничные дни. Конечно, «улица» проходила весело и живой музыкой, танцами, много было песен. Каждый вечер, когда происходила «улица», над селом раздавались песни. Кроме песен и танцев во время «улицы» проводились еще и другие веселые забавы, которых так много знала наша молодежь.