День Маланки. Новый год. День Василия
В январе празднуют такие народные праздники: День Маланки, Новый год, День Василия, сопровождаемые различными обрядами.
В январе празднуют такие праздники, сопровождаемые различными обрядами:
- в честь знатной римлянки Мелании (Маланки), которая с юных лет и до конца дней своих (умерла в 439 г.) верила в Христа.
- праздник в честь Василия (Василия) Великого (329-379), архиепископа Кесарии Кападокийской, что в Малой Азии. Церковные источники характеризуют его как аскета, богослова и ученого, автора кодекса монашеской жизни. 14 января - по церковным святцам - праздник Обрезания Господня (именно тогда, согласно церковным источникам, произошло обрезание Иисуса Христа за еврейским обычаем).
14 января - первый день Нового года по старому стилю. Важнейшими моментами традиционного новогоднего праздника в Украине середины XIX - начала XX в. выступают: ритуальный стол, щедрование и засева (обходы домов с поздравлениями, пожеланиями), командировки, веселье и забавы.
Канун Нового года своей обрядностью напоминает канун Рождества. Вечер в народе назывался щедрым, или богатым, что связано с обычаем готовить богатый праздничный стол, где в отличие от Святой вечер обязательно были и скоромные блюда. На Новый год, как и на Рождество, носили «ужин», но на этот раз не родственникам и знакомым, а только сельской бабе-повитухе.
Накануне Нового года в крестьянском хозяйстве выполнялась определенное количество ритуальных действий производственного характера. Так, было принято в этот день приучать к работе молодых лошадей и волов, их впервые запрягали.
Характерной приметой новогоднего праздника в Украине было щедрование - давний народный обычай церемониальных обходов домов с пожеланием счастья членам семьи и расцвета хозяйства.
На Харьковщине утром 13 декабря с поздравлениями обходили отдельно мальчики и девочки, а вечером с щедривками шли по селу взрослые девушки, распевая:
Прилетела ласточка, Села, пала на окошко.
Щедрый вечер, Добрый вечер, Хорошим людям на здоровье ...
Освещая вопрос символики и атрибутики аграрно-календарных праздников, надо отметить, что украинское село и рабочий город в досоветский период не знали обычая новогодней елки. Как элемент традиционной новогодней обрядовости она вообще не характерна для восточных славян в прошлом и была заимствована ими, очевидно, из Германии, где упоминается уже в XVI веке.
По древним народным представлениям елка воплощала в себе идею растительного или жизненной силы. Именно в таком символическом значении вечнозеленая хвоя как специфический атрибут широко использовалась в традиционно-бытовой обрядности украинский: свадебной, погребальной, производственной (при строительстве жилья). Достаточно напомнить здесь хотя бы свадебное веточку, что очень часто изготавливается (особенно на Западе Украины) с раскидистых ветвей сосны или пихты.
Украшенное свадебное деревце, высота которого в некоторых районах Украины превышает метр, очень напоминает новогоднюю елку. Логично предположить, что обычай вой веточки и украшение елки на Новый год родственные и берут свое начало с тех времен, когда календарная и свадебная обрядность составляли еще нераздельное целое.
В некоторых районах, например в Закарпатье, перспективы урожая овощей определяли с помощью тлеющих углей, извлеченных из печи. Угольки раскладывали на вальком, давая каждому название растения, которое предполагалось выращивать в следующем году. Уголек, что сгорал полностью, предвещал урожай соответствующих овощей и наоборот. Иногда подобный магический прием использовался и в гаданиях о здоровье членов семьи.
Чтобы узнать, который месяц года будет дождливым, разрезали пополам шесть луковиц и в каждую половинку сыпали соли. Луковый «блюдца» оставляли на ночь на столе, обозначив предварительно, какой месяц года каждое символизировать.
Новогодняя ночь, как и рождественская, считалась в народе очаровательной, с ней было связано немало поверий. Очевидно, под влиянием христианства возникло представление о том, что в ночь с 13 на 14 января «открывается небо» и в Бога можно попросить что угодно, или «вода в колодцах превратиться в вино». К Новому году, как и к празднику Ивана Купала, приуроченные украинские предания и легенды о «горящих деньгах и сокровищах. Существовали и определенные запреты. Так, у гуцулов в новогоднюю ночь не спали на печи, считая, что в эту ночь на ней танцуют Василий и Маланка. Возможно, здесь сказались какие-то древние пережитки культа предков, тесно связанного с культом очага.
Множество разнообразных народных обычаев и обрядов связано с праздником Василия - Новым годом. Выразительный аграрно-магический смысл носил обряд «засева», «посыпки», распространенный не только в Украине, но и в восточных славян в целом. На рассвете по селу ходили посыпальники - мальчики 7-14 лет. В руках они носили сумки или перчатки, наполненные зерном. Заходя в дом, посыпальники осуществляли символическое сеяние, говоря при этом:
Ходе Илья на Василия, Несет кнут житяной.
Куда махнет - рожь растет,
Красоты Божей рожь, пшеницу и всякую, пашницу.
В поле ядро, В доме добро.
В поле колосок, А в доме - пирожок.
Здравствуйте, с Новым годом, С Василием!
В селе Гальчинцы на Хмельнитчине еще недавно новогоднее поздравление было таким: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю! К счастью, на здоровье, на Новый год! Чтобы лучше родило, как в прошлом году. Рожь, пшеница, горох, чечевица! Конопля к потолку, а лен по колено! Чтобы крестная головка не болела.»
На территории нынешней Хмельницкой обл. отмечен обычай, согласно которому первый посевальщик должен был обмолотить макогоном сноп ржи, который стоял в углу от Рождества. Это зерно давали курам - чтобы лучше неслись, или подмешивали к посевному зерну. После окончания всех обрядовых действий хозяева угощали посыпальников, давали им яблоки, бублики, пирожки и другие лакомства, а часто и мелочь.
Как и на Рождество, на Новый год во многих районах Украины повторялось магическое «устрашение» деревьев топором: деревья подвязывали соломенными жгутами или изредка шерстью (в Карпатах). В некоторых обрядовых действиях видим элемент целесообразности, ведь утепление стволов соломой и костер в саду помогали фруктовым деревьям перенести зимние морозы.
В этот день было принято поздравлять мужчин, которых звали Василий. На Закарпатье их трижды поднимали вверх. В некоторых регионах Украины в день Василия парни засылали сватов, надеясь на хорошие результаты в Новом году. Свадьба же можно было производить только после святок, когда начинался новый брачный период, продолжавшийся до Масленицы.
В дополнение к сказанному о традиционных новогодние обряды следует добавить, что Украинцы не знали мифологического персонажа, который бы символизировал Новый год, подобно французского Пьера Ноэля, или немецкого Санта Клауса. В украинских сказках и демонологии встречается такой фольклорный персонаж как Мороз, Морозко - старый лысый дед с большими красными губами, ледяными сосульками под носом - однако он не связывался с Новым годом. Образ Деда Мороза сравнительно новый, он появился в русской литературе XIX века.