Троица
Много интересных обрядов и поверий на Троицу - раскроет наша статья.
На 50-й день после Пасхи, праздника Воскресения Христова, - весь христианский мир отмечает Троицу (Пятидесятницу) - одно из ведущих праздников церковного календаря.
В христианстве праздник Пятидесятницы сформировалось в IV в., После принятия церковью догмата о Троице - существование единого Бога в трех ипостасях. «Идите, учите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» - так наставлял своих учеников Христос вскоре после своего воскресения. И, согласно Библии, в день еврейского праздника Шавуот - Пятидесятницы - сошел на апостолов с неба Святой Дух, и пошли они между народами, «говоря другими языками, как Дух им предвещал».
Троица, Зеленоя воскресенье, Зеленые святки - такие народные названия этого цикла украинских календарных обрядов, в котором представлены все элементы, характерные для аналогичных обрядов европейских народов. По церковной традиции первый день праздника (воскресенье) - Духов день, второй - собственно Троица. В Украине перед праздником (Духовой, Зеленой, субботы) украшали дома зельем. Ветвями клена, липы украшали над окнами, дверями, хозяйственные постройки, втыкали в землю ветки по посевам ржи. Во дворе, у ворот, ставили принесенную из леса небольшую березу или осину. Пол дома притрушивали душистым зельем: аиром (явгир, татарка - местные названия), любисток, на окнах ставили букеты из чебрика, васильков, мяты.
Зеленые святки - праздник цветущего дерева, буйной зелени. По представлениям славянина-язычника, зеленая сила леса, дух дерева помогали человеку укрепить здоровье, уберечь усадьбу от беды, способствовали урожаю. Именно как обереги были ветви у входа (на дверях, окнах, воротах). Осина имела свойство отваживать ведьм. Кроме этого, срубленную осину вносили в субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставались зелеными, хотя и увядшими за ночь - все в семье доживут до следующего года; если же листья почернеют, то будет в доме покойник.
Троицкое зелье не выбрасывали, а сушили и в отварах из него мыли волосы - чтобы не болела голова, парили больные ноги, клали под голову покойнику - «чтобы ему и на том свете пахло». Сухая аир, положенная в кладовую (место хранения ржи), имела отгонять мышей, а в гнезде наседки - помогать выводиться цыплятам. Особенно ценили зелье, освященное в церкви.
В первый день Троицы в Украине местами (на Ривненщине, Волыни) и сейчас производят наиболее архаичный по происхождению обряд: молодую девушку оплетают зеленью, украшают лентами и с песнями водят селом, получая подарки от хозяев дома. В центральных районах Украины обряд имел название - «водить Тополь ». Водя Тополь, девушки пели: «Стояла тополь край чистого поля, Стой, тополенько, а не развивайся, Буйному ветру не поддавайся ...»
На Черниговщине в это воскресенье на сельской площади устанавливали веху - высокую жердь, увитую зеленью, с колесом от телеги наверху. На Киевщине вкапывали высоко, украшенное цветами и лентами дерево - ясень. У них гуляла, пела, танцевала молодежь. Очевидно, что веха и ясень - воплощение мирового дерева, аналога известного всем европейским народам «майского дерева».
С зелеными святками в украинском (так же и у болгар, поляков, чехов) связано много поверий о русалках.
Считалось, что в течение недели после Троицы (он называется Русальной, Русальницею) по земле ходят русалки. Бывшие духи воды и растений с принятием христианства превратились в «дрянь богомерзкую».
Согласно народному поверью, русалки - это девушки или молодые женщины, которые во время купания утонули. Русалки на века отошли от обычного земного бытия и переселились в таинственную сферу, на дно глубоких рек и озер, в сказочные палаты, чудом построенные из прозрачного хрусталя.
Луна и звезды вызывают русалок из воды. С тихим плеском волн, разворачивая своими бледными руками кувшинки, русалки выходят на берег. Они не имеют на себе одежды, у них бледное тело, длинные волнистые волосы, зеленые, как трава, стан высокий и гибкий, а глаза горячие и синие, как морская глубина. На голове у каждой русалки - венок из осоки, и только у старшей - царевны, он из водяных лилий. Выйдя из воды, русалки садятся на берегу, расчесывают свои длинные волосы или берутся за руки и водят удивительные, с таинственным шепотом, хороводы. Иногда русалки влезают на деревья и качаются на ветвях, как на качелях, поют песни. Русалочьи песни опасные: кто услышит, то, как зачарованный, подойдет близко к ним, а русалки тогда заманят пришельца к себе, примут в свой круг и будут играть с ним, а потом защекочут и затянут в реку, на дно.
Из деревьев русалки больше любят клен и дуб. Качаясь на ветвях, они иногда развлекаются: разматывают на деревьях нити, которые воруют у тех женщин, которые заснули без молитвы. Иногда русалки бегают и по полям, засеянных рожью; хлопая в ладоши, восклицают: «Ух, ух ... Соломенный дух!» От воскресенья начиная, русалки выкрикивают в лесах и смеются, эхо расходится. Иногда русалки разжигают огни, горящие над могилами, в рощах и лесах. Вот слова из песни русалкиного репертуара: «Ой бежит, бежит милая девушка, А за ней да русалочка. Ты послушай меня, красная барышня, Загадаю тебе три загадки...»
В Украине долго сохранялся обычай среди женщин - в Русалкино воскресенье развешивать по деревьям полотно, его якобы русалки брали себе на рубашки. А на окнах раскладывали горячий хлеб, думая, что его духом русалки будут сыты. В Русалчин день не следует бросать шелуху яиц, а как попадет она на воду, то среди шелухи будут плавать русалки и делать вред людям. Нельзя сеять муку прямо в бочку, потому что будет много русалок.
В Русалчин день (воскресение после Троицы), в четверг, нельзя работать, чтобы не разгневать русалок; чтобы они не навредили домашним животным, птицам и всему хозяйству. Этот день называется - русалкиным. Утром, как только взойдет солнце, девушки идут в поле на хлеба и берут с собой хлеб из ржаной муки, специально для этого испеченный. Месится хлеб на свяченой воде. В поле девушки ломают хлеб на несколько кусков, делятся им поровну, а потом каждая идет на ниву своего отца, где растет рожь, и там кладет хлеб для нимф - «чтобы рожь родила».
Кроме того, девушки в этот день еще ходят тайно в лес, имея при себе полынь, любисток и дополнительно чеснок, а там - в лесу, бросают сплетенные венки русалкам, чтобы те насылали им богатых женихов. Начиная с четверга русалчиной недели, девушки не ходят по одиночке в поле и не купаются - «чтобы русалки не защекотали». Они носят при себе полынь и любисток - потому что все это отпугивает русалок. Если приходится заходить в воду, то сначала нужно набросать полыни, любистка и только тогда можно заходить в воду.
Накануне Троицы нельзя девушкам ходить в лес, там их могут встретить русалки и спросить; «Полынь или петрушка?». Если девушка скажет «полынь», то русалка на это: «Сама ты сгинь!» - И отпустит, а как скажет девушка: «петрушка», то русалка: «Ты моя душка!» - И защекочет девушку до смерти.
Зеленой недели нельзя отбеливать полотно: пустунки-русалки могли оставить на нем несмываемые следы.
По прошествии недели после Троицы русалок торжественно провожали из села. "Идите, русалочки, идите, и нашу рожь не ломайте», - пели девушки на Черниговщине, провожая одетую русалкой девушку (в венке и одной рубашке) за пределы села.
В Украине верили, что каждый, кто умер или утонул на Зеленые святки, становится русалкой. Субботу считали днем поминовения утопленников и малых некрещеных детей, которых церковь запрещала поминать в другие поминальные дни. Почти по всей Украине непременно посещали кладбище в понедельник Троицы. На Ровенщине и Волыни на кладбище ходили в четверг. Этот день называли «сухим четвергом»: запрещалось работать в поле, надо было пересушивать одежду.
Культ предков той или иной степени представлен в троицких обрядах всех европейцев. Каждый народный праздник, как правило, охватывает все стороны хозяйственной деятельности человека, его личной жизни. Троицкие обряды имели добавлять здоровья человеку и плодородия полю, уберечь дом от зла.
Не остались без внимания и домашние животные. На Волыни общественные пастухи на Троицу украшали коров венками (чтобы хорошо доились), за что получали гостинца от хозяев скота (кстати, такая же традиция существовала в Голландии), в других регионах Украины хозяйка на Троицу обязательно выносила пастуху подарок. У греков Троица была исключительно поминальным днем - с приготовлением, панихидами в церкви.
Еще по теме: