От древности до наших дней: Масленица, Кукер, Карнавал
С древних времен люди старались провожать зиму, а с ней все старое и пережитое, и одновременно, встречать весну и задабривать ее в будущем плодородии. До сегодняшних дней люди празднуют этот праздник, который у разных народов Европы называется по разному: Масленица, Кукер, Карнавал.
Масленица
Масленица - герой славянской мифологии, воплощает плодородие, и одновременно с этим - зиму и смерть. Она является олицетворением русского праздника проводов зимы (по календарю) и встречи весны. Во время праздника, Масленица - это человекоподобный персонаж, которого встречают приветственными песнями в начале праздника, а затем с радостью хоронят - в конце масленичной недели. На празднике Масленицу представляют в виде чучела из соломы, одетого в поношенную женскую одежду. Иногда чучело держит в руках блин и сковородку, ведь именно от блина (масляного) происходит название - масленица. Это чучело является непременным атрибутом всех увеселений, игрищ, катаний на тройках в течение всей масленичной недели.
В конце праздничной недели устраивают похороны Масленицы. Чучело уносят на край села и рвут на куски или, чаще, сжигают на костре. Костер надо обязательно разводить на возвышенности. Похороны сопровождаются веселыми процессиями с ряжеными людьми, смехом и призывами весны, а также ругательствами в сторону Масленицы. Все это выражалось и отражалось в народных песнях, в которых Маслица называлась обманщицей (в связи с великим постом, который должен наступить после масленичных пиршеств), объедалой, блиноелой.
У западных и южных славян Масленице соответствовал польский праздник запуст, менсопуст.
У чехов и словаков похожий праздник масопуст завершался обрядом «выноса смерти» - символа зимы. Соломенное чучело - смерть, морена или маржена , что соответствует имени древнесловянской богини смерти Маре, Марене, одетое в лохмотья или в праздничный костюм, выносили из селения и бросали в воду или разрывали на части. Солому разбрасывали по полям, что бы земля была плодородна и давала хороший урожай.
Кукер
Аналогом Масленицы в весенних карнавальных обрядах южных славян является Кукер. В южнославянских мифах он воплощает собой плодородие. В восточной Болгарии его также называют кукувци, а в западной - джамалары. На празднике Кукера изображался мужчина, одетый в козью или овечью шкуру, со звероподобной рогатой маской и деревянным фаллосом. Кроме него в «кукерском» действии участвовало много других персонажей, изображавших его жену, царя, царских помощников. Во время «кукерских» обрядов изображались грубые физиологические действия, отражающие брак Кукера с его женой, после чего она представлялась беременной, потом симулировались роды, совершались ритуальные пахота и посев. Все эти действия были призваны обеспечить плодородие.
Карнавал
В традициях неславянских народов Европы также присутствуют праздники проводов зимы, проходящие накануне великого поста. Антропоморфным воплощением таких праздников является Карнавал. Название карнавал происходит от культовой повозки в виде корабля на колесах. Подобные повозки использовались во время древних мистерий Диониса, в ритуалах народов Европы еще с бронзового века. В средние века и позже на колеснице во время праздничных процессий вывозили чучело Карнавал.
В соответствии с характером праздника рубежа зимы и весны, обилия пищи и поста, веселья и сурового религиозного покаяния, двойственным был и образ Карнавала. С одной стороны Карнавал воплощал изобилие и обжорство (у французов он так и назывался Bansard, «Пузан»), имел подчеркнутые атрибуты пола, символизирующие плодородие. С другой стороны – старость, старый год, зиму. Карнавал чествовал короля. А в конце праздника Карнавал подвергался фарсовому суду, обвинялся во всех грехах и приговаривался к смертной казни. В заключение Карнавал сжигали или бросали в воду.