Как сохранить окраску цветов при их сушке
Как можно сохранить любимый цветок, жизнь которого недолговечна? Каким образом составить панно или композицию из сухих цветов? Как это сделать – в нашей статье.
Многие растения можно засушить, сохранив их природную окраску. Засушенные растения используют не только в виде наглядных пособий, но и в художественных целях, изготовляя из них композиции для картин, панно, экранов, украшение для ширм, стеклянных дверей, настенных шкафчиков и т. д.
Собирать для засушивания следует совершенно свежие растения с только что распустившимися цветками, без следов увядания. Нельзя срезать растения со следами влаги от поливки, росы или дождя — при засушивании на них образуются бурые пятна.
Закладку растений для засушивания произвожу так: лист пористой, а еще лучше фильтровальной бумаги размером в пол газеты перегибают пополам. На одну половину помещают тонкий слой гигроскопической ваты, прикрытый марлей.
Растение расправляют и располагают наиболее естественно. Цветок кладут лицевой стороной на марлю. Плоскостные цветки (анютины глазки) накрывают сверху очень тонким слоем ваты. Все остальные цветки или соцветия располагают так, чтобы под каждый выгиб лепестков были подложены ватные валики, тогда засушенные цветки сохраняют выпуклость, объемность. У ромашки валик накладывают вокруг центральной «корзинки», чтобы весь цветок был прижат к настилу на одном уровне.
Лепестки крупных цветов (пионов, георгинов) изолируют друг от друга тончайшими ватными прослойками. Внутрь таких цветков, как колокольчики и лилии, закладывают комочки ваты.
Растения закрывают второй половиной бумажного листа и в таком виде помещают в гербарную рамку.
Гербарная рамка состоит из прямоугольного куска не толстой, но прочной проволочной сетки, размером обычно 30 на 48 сантиметров, туго натянутой на деревянную рамку. Лист с растением зажимается между двумя рамками, туго связанными. В каждую пару рамок можно закладывать только по одному листу.
Главным условием сохранения природной окраски у засушенных растений является быстрейшее засушивание их. В хорошую погоду рамы с растениями помещают на солнце и ветер, или на чердак под нагреваемой солнцем крышей, при открытом слуховом окне. В дождливую погоду или поздно вечером рамки помещают в печку или сушильный шкаф, ставя их на ребро, или же подвешивают над горячей плитой.
Листья и стебли лучше всего засушивать отдельно от цветков. До закладки в гербарные рамки кладут их в листы пористой бумаги без ваты, помещают между двумя листами фанеры, а сверху кладут груз. Через 6 — 8 часов растения вынимают и помещают в гербарные рамки для досушивания.
В художественных композициях засушенные растения группируют в виде орнамента, букета, корзины или вазы с цветами, причем, вазу можно нарисовать или выполнить аппликацией, а корзиночку — сплести из соломы, рафии, тонкого шнура, или связать из толстых ниток. Фоном для художественных композиций может служить цветная бумага, сатин, мешковина, шелк и т. п.
Для ярких тонов листвы и цветов лучше использовать светлый фон, а светлые тона растений наиболее эффектны на темном фоне.
Растения располагают наиболее живописно, стараясь гармонично сочетать и полнее использовать разнообразие их колеров и форм.
При выполнении композиции в виде букета крупные, массивные цветки или соцветия помещают в центре, а узкие кисти и цветочные султаны располагают так, чтобы они выступали в верхней части букета. Вообще же композиция — дело вкуса.
Растения прикрепляют к материалу фона возможно меньшим количеством незаметных стежков — «перехватов», причем нитки подбирают под цвет стеблей, листьев, цветков. Для облегчения этой работы под бумагу или ткань, служащую фоном, подкладывают лист тонкого картона.
Изготовленную декоративную картину помещаю под хорошо протертое стекло, с обратной стороны прикрывают фанерой или толстым картоном и затем заключают в рамку. Можно вместо рамки окантовать панно полосками из коленкора или глянцевитой бумаги, приклеивая их столярным или конторским клеем. Рамку или окантовку подбирают в тон картины.
Для гербариев или наглядных пособий берут все нужные растений, а для художественных панно целесообразно выбирать лишь те из них, которые дольше сохраняют окраску.
К ним в первую очередь относятся: аквилегия (водосбор), акроклиниум белый и розовый, анютины глазки, астильбе белая и розовая, астры однолетние разных колеров, белая акация, васильки полевые и садовые, дикий виноград, гайлардия желтая и оранжевая с красным, гелениум желтый и коричнево-красный, георгины разных колеров, гипсофила (перекати-поле), дельфинум летний и многолетний, жасмин, золотарник, клен приречный осенней расцветки, клен японский, лилия тигровая оранжевая с черным крапом, магония, мак голостебельный белый, желтый и оранжевый, маргаритки бело-розовые, немезия, ноготки, пионы, ромашка, рудбекия, спаржа, тысячелистник белый, хризантема летняя, черемуха.
Следует помнить, что засушенные растения выгорают от прямых солнечных лучей и буреют от сырости. Если предохранить их от этого, то красивые цветочные композиции сохраняют окраску в течение нескольких лет.