Регистрация
/
Вход
Форум
Дачников, огородников и садоводов стран СНГ
Форум
Правила
+
Главная
Все статьи
<
Как сделать
Домашние рецепты
© "Моя Хижина" 2015-2017
№884
Просмотров: 568
Автор: koleva
21.11.2016 / 20:56

Январские праздники и их приметы

Кратко:

Обряды и приметы религиозных праздников: Дева Мария, Рождество, Крещение, Обрезание.

Дева Мария

Мария, мать Иисуса Христа, в христианской традиции - Богородица (Матерь Божья) и величайшая из христианских святых. В католической традиции непорочное зачатие самой Девы Марии рассматривается как логическое условие, что подготовила ее к роли матери Спасителя. Ее свобода от греха была особой благодатью, исключением из общего правила, привилегией, которой, по утверждению католической теологии (в отличие от протестантской), не было предоставлено никакому другому живому существу.

Непорочность Девы Марии и чуждость плотскому похоти сочетались в ней с ее неподвластностью никакому личному греху. На ее безгрешность указывает определение «благодатная», которое ей дается в Евангелии, поскольку моральные недостатки и грехи несовместимы с полнотой божественной благодати. Августин считал, что понятие личной греховности неприменимо к Пресвятой Деве уже потому, что ее почтил Бог.

С ролью Марии как Матери Спасителя сопряжена и ее роль посредницы между Христом и родом человеческим. В теологической доктрине Римско-католической церкви признано, что, поскольку Дева Мария родила Спасителя, который является источником всякой благодати, благодаря ей эта благодать передается человечеству. 

В-1950 Папа Пий XII провозгласил, что «Дева, защищена от всякой скверны первородного греха, завершив путь земной жизни, была взята телом и душой в небесную славу ...» Католическое учение о Вознесения Девы Марии основывается на двоякой традиции: на устойчивом издавна веровании и на том, что католический епископат с полным единодушием принял эту догматическую истину в качестве части вероучения.

 

Рождество Христово

За семь с половиной километрах к югу от Иерусалима в маленьком городке Вифлееме (Бейт-Лехем- «дом хлеба» с еврейской) почти две тысячи лет назад Дева Мария «родила своего Первенца  и спеленала Его, и в ясли положила Его, потому что в заезде места не было им ». Муж Марии - Иосиф - назвал мальчика Иешуа (греческая форма имени Иисус), что на древнееврейском означало «Спаситель». Потому что еще задолго до появления ребенка на свет сообщал Иосифу ангел небесный: «И родит она Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их».

Богомладенец еще тихо спал себе на сене в яслях убогого вертепа - пещеры для содержания скота, - а весь окружающий мир уже изменился. Новая яркая звезда появилась на небе и повела трех мудрецов с Востока к Иисусу. Ангел сошел на поля вифлеемские, и удивленные пастухи поспешили поздравить дитя Божье, потому что услышали: «Сегодня, в городе Давидовом родился вам Спаситель, который есть Христос Господь. Мир изменился, потому просветлели сердца человеческие, и была в этот момент радость на небе, «и на земле мир, в человеках благоволение».

Так повествует о рождении Иисуса Христа Библия. С древнейших времен в память об этом события 7 января празднует православные христиане Рождество Христово. В бытовом крестьянском календаре Украинский XIX – начале XX в.

Зимние Святки - лучшее, важнейшее событие года (по своему значению они почти не уступали Пасхе - крупнейший религиозный праздник православных).

В Украине христианские традиции праздника тесно переплетались с обычаями языческого происхождения. Когда в это время, вскоре после зимнего солнцестояния, отмечали рождение нового, летнего, солнца, поворот от зимы к лету. Это в его честь до сих пор зажигают под Рождество «живой» огонь гуцулы, а угли от той костра считают помощниками от всех болезней.

Вечер накануне Рождества - «Свят-вечер», «Вилия», «Кутья» был магическим время создания другого, желанного бытия. Привычные и обыденные предметы, вещи приобретали волшебной силы, а хозяин становился домашним жрецом. Торжественно вносил он в дом сноп, как правило, ржаной, и ставил его в углу - на урожай и достаток. Это была коляда (а может, воплощение бога Коляды, чье имя упоминают летописи?) Или еще «дидух», «дидочок». С воткнутыми в него серпом, граблями стоял он на углу до Нового года, соседствуя с иконами.

А царила в Свят-вечер кутя - главное обрядовая пища. Как удастся кутя - будет крутая, еще и с «верхом» - это будет на урожай, а в доме счастье. Положив в рукавицу деньги (чтобы водились), несет кутю хозяйка, а дети во время этой церемонии упорно блеют, мычат, ржут, квохчут, крякают - чтобы вся эта живность плодилась, чтобы цыплята и утята водились. И первая ложка кути была для пчел - бросали ее к потолку, чтобы рои велись. Вторая - для самого мороза, чтобы так задобренный, он не оказывал убытки, не морозил посевов и овощей.

На праздничном столе двенадцать блюд, и буквально все постные. Рыба, постный борщ, вареники, гречаники и пироги, пироги с капустой, грибами, фасолью, горохом, сливами, яблоками. Сошла вечерняя заря, и можно садиться ужинать, начинали с кути.

Поужинав, брал хозяин со стола понемногу каждой из блюд и нос в хлев скоту, чтобы не жаловались, поскольку по поверью в ночь под Рождество дарит  им Бог язык за то, что когда-то в древности спал в яслях маленький Христос.

Кутю несли на гостинец крестным родителям, бабушке-повитухе, или опытной матери. Для предков, которые в эти праздники придут в гости с того света к живым, кутю оставляли на столе на ночь. На Черниговщине для них даже значили ложку, перевязывая ее желтой лентой.

Рождественская ночь полна чудесами: из колодца можно, согласно поверью, напиться вина, нужно было только попасть к нему в это время; вода из трех колодцев, принесенная во рту, предвещала девушкам о замужестве.

Наступало Рождество, и все живое прославляло Иисуса Христа рожденного. А еще на Рождество «ходили с вертепом». Обычай этот, возникший под влиянием католических религиозных мистерий, распространенный в основном в западных областях Украины.

За столами в домах загадывали на лето: пытались раньше сесть ужинать - чтобы раньше жать; не позволяли пить из ведра - чтобы не хлынул дождь среди жатвы.

 

14 января

Обрезание Господне - большой праздник Православной Церкви. Празднуется 14 Января (1 января по старому стилю). В католической церкви после начала 1970-х гг. Не входит в общий календарь.

Обрезание со времен Авраама у иудеев осуществлялось над восьмидневными мальчиками и служило знамением вхождения в Завет с Богом. При обрезке младенцу давалось имя. Иисус Христос, происходил во плоти из племени Авраама, был также обрезан на восьмой день после своего рождения и назван Иисусом - именем, предсказанного Деве Марии архангелом Гавриилом . Таким образом, Обрезание Господне - это также праздник наречения Господа именем Иисус. Празднованием обрезания церковь утверждает веру в то, что Иисус Христос был Богочеловеком и принял истинное тело человека, а не мнимое и призрачное, как учили некоторые еретики.

Начало праздника относится к первым векам христианства. До нас дошли поучения отцов церкви IV в. на этот праздник -Амфилохия Иконийского, Григория Нисского, Амброссия Медиоланского и других. От V в. сохранилась беседа в день обрезания Максима, епископаТуринського. УIV ст. с празднованием Обрезания было объединено празднование Василия Великого, поэтому в этот день совершается литургия Василия Великого. Канон Обрезания описан в VIII в. Стефаном Савваитом. Праздник длится один день и служит одновременно завершением праздника Рождества Христова.

В Новом Завете обряд обрезания уступил место таинству Крещения, прообразом которого он являлся.

 

Крещение

19 января отмечали христианский праздник - Святое Богоявления, Крещение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, еще известное в народе как Ордань, Ардан, Иордан, Видорощи, Крещения.

Центральным событием дня 19 января в народно-бытовом календаре Украинской середины XIX - начала XX в. было освящение. В этот период праздник по традиции происходил на реке или у ручья; в местностях, бедных водой, собирались у колодца. Еще накануне на льду и снегу делали одно или несколько скульптурных изображений креста, которые нередко обливали свекольным квасом, от чего они приобретали красный цвет. Вокруг крестов ставили елки или другие вечнозеленые деревья.  Иордан - так называлось место, где проходила церемония крещения, - собирался празднично одетый народ, приезжали и сходились с окрестных сел и хуторов крестьяне, у которых не было своей церкви.

Освященную воду люди пытались набрать в посуду и разнести по домам. Христианский по своей сути обряд освящения дополняли народные обычаи, характеризующие бытовое осмысление христианского праздника народными массами. Иорданской воде приписывались чудодейственные лечебные свойства. Сразу после освящения ее пили. В некоторых девушки умывались святой водой, бросив предварительно в сосуд калину или коралловое ожерелье, а вытирались красной материей, чтобы иметь хороший цвет лица.

В некоторых местностях Украины девушки и женщины стремились захватить с водой и несколько камней. Летом их клали на огороде, что по поверью положительно влияло на урожай овощных культур: огурцов, капусты. Чтобы иметь успех в рыболовстве, гуцулы в момент освящения опускали под лед на палке кусок сети, произнося при этом магическое заклятье: «Ловлю рыбу». Пасечники наблюдали: «Когда на Крещение рыба табунами ходит - на рои хорошо будет».

Если на Водосвячение деревья покрыты инеем, то весной в соответствующий день недели - в пятницу, четверг и т. д.- надо сеять яровую пшеницу, потому что «уродит, как роща».

Если в этот день ясно и солнечно, то хлеба в данном году будут чистые, а если пасмурно, небо покрыто облаками - в хлебе будет много сорняков.

Пепел после Рождественских праздников нельзя хранить - ни в доме, ни во дворе, потому что будет «пожар»; вечером на Водосвячение его нужно вынести на реку и высыпать на лед.


Еще по теме:
avatar