Регистрация
/
Вход
Форум
Дачников, огородников и садоводов стран СНГ
Форум
Правила
+
Главная
Все статьи
Перейти
Оценить
© "Моя Хижина" 2015-2017
№403
Просмотров: 1398
Автор: koleva
08.07.2015 / 16:46

Сибирская баня: что внутри и как париться

Кратко:

В этой статье пойдет речь о Сибирской деревенской бане, которая осталась еще во многих местах и пользуется любовью знатоков, но которая с неоправданным пренебрежением отодвигается порой на задний план под натиском увлечения финской баней — сауной, кстати, хорошо известной русским, так как этот тип бани издавна распространен в северных краях.

Чтобы представить себе, что такое сибирская баня, понять ее роль в жизни сибиряков, за которыми укрепилась слава людей крепких и здоровых, давайте совершим короткий экскурс в историю.

Издавна в сибирской деревне в каждом дворе была своя баня на одну семью, которая топилась чаще по-черному. Летом мужики всю неделю жили в поле, «на пашне». Уезжали туда в понедельник утром, а то и в воскресенье вечером и возвращались в село лишь в субботу вечером, делая тяжелую работу в поле. К их возвращению жены уже топили бани.

Прежде всего, что дает баня, для чего она нужна человеку, какая от нее радость или польза? Войдя в хорошо натопленную и выстоявшуюся баню,  охватывает приятным, сухим, жарким воздухом. Пахнет слегка сосновой смолой от стен, сгоревшими березовыми дровами, вишеньем от щепотки истлевших вишневых листиков, брошенных на горячую каменку или в топку, на угли, березовым листом от распаренных в липовых шайках веников. А если на каменку плеснуть полковшика квасу или воды, в которой размешана чайная ложка меду, то в бане разольется аромат.  Окатив полок холодной водой (он обычно сильно накаляется), надев на сухую голову толстую шапку, забираются на полок, подкладывая под лицо распаренный свежий веник и нежатся в приятном тепле. Жар на полке при этом устанавливается по желанию, поддавая на каменку водой, квасом, пивом, медовым раствором, настоем на мяте и других травах, на вишневом листе и прочем. Вода на раскаленных камнях мгновенно испаряется, превращается в сухой пар, создающий в бане жар желаемого уровня.

Погревшись так, что обильный пот начинает стекать ручейками, и надышавшись через веник, как через фильтр березовым духом и запахами хлеба, меда, разнотравья, исходящими от каменки, нужно слазить с полка, окачиваешься прохладной водой, налить в шайку холодной воды и ставишь ее на полок. Надев сухие, лучше кожаные, рукавицы и, поддав на каменку ковшика два, снова забираемся на полок и начинаем священнодействовать веником. Веник нежный, мягкий, как шелк, пахнет весенним березовым лесом (некоторые любят дубовые веники, а то и колючие можжевеловые, источающие удивительный аромат). Сначала паримся легонько, повевая на себя веником и лишь чуть-чуть касаясь им кожи. Потом постепенно  удары веником усиливаются, и начинается настоящая банная баталия. Просим партнера по бане плеснуть на каменку ковшик-другой, а то и третий. Пар с ревом взлетает над раскаленной грудой камней и обдает нестерпимым жаром. Веник обваривает кожу, но нужно то и дело окунать его в холодную воду и безжалостно, самозабвенно хлестать им себя и тут, и там, и ноги, и живот, и особенно спину.

Наконец, исхлестав себя до изнеможения, сняв шапку и рукавицы, надо вылить на себя шайки две холодной воды, а затем лечь на широкую, низко над полом, в прохладе расположенную лавку и, сунув опять под голову ароматный, распаренный веник. Если около бани есть водоем: пруд, озеро или река, то хорошо, приятно и очень полезно прямо с полка нырнуть на несколько минут в бодрящую прохладу воды. Зимой люди крепкого здоровья, бывает, окунаются с головой в прорубь или бросаются в сугробы свежего, пушистого снега. А потом надо опять попариться, прогреться.

Напарившись с веником, насытившись сменой жары и прохлады, можно, наконец, помыться, окатиться чистой водой и, одевшись посидеть, а лучше полежать в предбаннике. Тут не повредит туесок с ядреным, бьющим в нос квасом. Ну, а после баньки, хорошо бы попить чайку с медом или любимым вареньем, но лучше всего с клюквой.

Вот так идет банное действо, изгоняющее из человека все недуги, предохраняющее его от хвори и преждевременной старости. По желанию описанное удовольствие можно ослабить или усилить пропорционально крепости головы, сердца и настроенности на сильные физические ощущения. Несомненно, частая, не реже одного раза в неделю, баня молодит организм, изгоняет из него все отработанное, закаляет его и дает сердечно-сосудистой и нервной системе отличную гимнастику.

Однако после 40-летнего возраста, прежде чем строить баню и пользоваться ею в соответствии с ее полным назначением, даже считающему себя вполне здоровым следует посоветоваться с хорошим врачом, которому веришь. А то вместо омоложения и долголетия можно получить прямо противоположный результат и даже серьезно повредить себе. И еще один момент: строить основательную, капитальную баню с печкой можно сельским жителям на своих усадьбах, соблюдая, естественно, правила пожарной безопасности.

Теперь несколько слов об устройстве бани. Есть два типа сибирской бани:

По-черному

В такой бане дым из топки, пройдя через камни—накопители жара, собирается внутри бани, под потолком, и выходит наружу через отверстие в стене или потолке. Потом, когда баня истоплена и выстоялась, это отверстие закрывают.

Баня по-белому

Отличается от бани по-черному только тем, что над каменкой выводится кирпичный свод с трубой, проходящей сквозь потолок и крышу бани. Здесь дым из внутри свода и, не попадая в баню, выходит наружу через трубу. Для выхода жара из каменки в баню в своде устраивают дверку, закрытую во время топки. В остальном обе бани одинаковы.

Баня по-черному, без трубы, и сейчас имеет много поклонников, которые считают, что у нее есть преимущества перед баней по-белому. Она проще в постройке, не надо выводить трубу, соблюдая строгие правила пожарной предосторожности. Стены бани по-черному быстрее и сильнее прогреваются, так как жар из топки, пройдя камни, не вылетает в трубу, а растекается внутри, все прогревая. Поэтому и дров надо меньше и топить надо не с утра, как в бане по-белому, а часа два-три. В ней больше приятных запахов от стен, потолка и лавок — они нагреваются сильнее, чем в бане по-белому, в которой жарко становится лишь тогда, когда начнут плескать на каменку воду. Наконец, она романтичней тем, что в ней есть что-то древнее, первобытное, сказочное. Ведь черти, кикиморы, всякие недотыкомки водятся только в банях по-черному. Только в них, скрытых в густых зарослях крапивы, репейника, конопли, черемухи, таволожника, колдуны и ведьмы варят зелье приворотное. И ворожить на крещенье девушки, преодолевая суеверный страх, ходили в эти вросшие в землю бани по-черному.

Бояться копоти в банях по-черному не следует. Во- первых, коптятся в ней только потолок и верх стен, потому что дым собирается вверху. Полок и лавки не захватываются дымом и остаются чистыми. Перед тем, как париться, при необходимости закопченные стены и потолок можно обдать водой. Во всяком случае, в такой бане никогда сажа не пачкает, если соблюдается небольшая осторожность (не прислоняться к закопченной части стен, и только). Ну и, наконец, из черной бани, если она все-таки придется не по вкусу, легко сделать белую — достаточно оборудовать каменку сводом и вывести трубу.

Сердцем деревенской, сибирской бани, впрочем, как и любой другой, является печь-каменка. В ней собственно и заключается основная идея бани, источник банного жара. Это печка, в которой во время топки греется вода в котле, вмазанном в каменку, и накаляется большое количество кирпичей или камней-булыжников. Кирпичи лучше— булыжник растрескивается, и теплоемкость у него ниже, чем у кирпичё. Рядом с каменкой, как можно выше, но так, чтобы на нем можно было сидеть не согнувшись, устраивают полок. Это - широкая — шире метра и метра два в длину— полка из гладко оструганных сосновых, дубовых, а еще лучше великолепно пахнущих, кипарисовых досок. Около полка (вдоль него, невысоко над полом) устанавливают широкую, сантиметров семьдесят шириной, прочно стоящую лавку из толстой, гладко оструганной доски. Такую же лавку ставят перпендикулярно первой, вдоль второй стены. В этой второй стене обычно проделывают небольшое 35 Х 35 сантиметров окошко. Оно должно быть с форточкой или целиком открывающееся, что полезно при топке бани по-черному. Да и в любой бане окно необходимо для проветривания и просушивания помещения. Вдоль третьей стены на высоте 1,2 метра от пола прибивают не очень широкую (чтобы не создавать тесноты) полку, на которую кладут белье, ставят квас, мед. На полу под ней при холодном предбаннике снимают обувь.

Предбанник желательно делать теплый, рубленный из бревен заодно с баней и нагреваемый жаром каменки через открытую дверь. В предбаннике тоже делают лавки, широкие и длинные, так, чтобы на них можно было полежать. Хорошо на лавки постелить кошму или овчину, прикрыв их при желании простынями, и бросить подушки. Обязательно у лавки поставить столик с кувшином или туеском квасу.

В каменку вмазывается котел, желательно с краном, ведер на 6—7 для горячей воды (можно обрезок— половину железной бочки), а у стены, около двери, ставят кадушку для холодной воды ведер на 8—10. Каменку по-черному может сложить каждый, каменку по-белому должен класть мастер, умеющий выводить трубу через потолок и крышу. Размеры бани 3X3 метра плюс предбанник 3X2 метра вполне достаточны для семейного пользования. Стены, пол и потолок делают из сосны, ели, лиственницы. Впрочем, можно и из лиственных пород, так как из хвойных капает смола. Но это дело вкуса—дерево хвойных пород приятно пахнет и впитывает много тепла.

Если постройка выполнена из камня, шлакоблоков, кирпича, то изнутри ее следует обшить досками. Пол делают двойной. Настилать чистый пол нужно со щелями в 3—4 мм, через которые вода должна протекать на бетонный или глинобитный наклонный пол и по нему стекать в приемную трубу, отводящую воду в яму. На потолок для утепления насыпают сдой керамзита, сухой земли или сухого торфа.

Чтобы зимой земля под баней не промерзла, стены обваливают широкой и высокой завалиной из сухого торфа, защищенной от дождя досками, пленкой или сильно нависающей над нею крышей. Хорошо зимой для тепла под решетку для ног намотать метров 25—30 нетолстого резинового шланга, один конец которого надеть на кран бака с горячей водой, а другой опустить в порожнюю шайку. Пустив по шлангу небольшую струю воды, будете иметь под ногами приятное тепло. Топить баню желательно березовыми сухими дровами, от них не так много копоти. Можно и осиновыми, сосновыми, дубовыми и еловыми. Ни в коем случае не следует бросать в топку крашеное дерево, пластмассу, толь, битум и прочее, плохо пахнущее и выделяющее много копоти — можно загубить баню, пропитав ее вонью.

Когда баня истоплена, для чего достаточно сжечь в каменке одну охапку (одно беремя, как говорили в деревне) сухих березовых дров летом и полторы зимой, надо тщательно перемешать. угли, чтобы не осталось даже мельчайшей головешки, выгрести все из поддувала, куда могут провалиться маленькие головешки, несгоревшие щепки, и дать бане выстояться с полчаса, пока угли не начнут подергиваться налетом пепла и совершенно исчезнут голубые огоньки — признак выделяющегося угарного газа. Войдя, следует открыть дверь, плеснуть на каменку полный ковш воды, чтобы с паром вылетели остатки угара. Вот теперь можно приступить к банному священнодействию — этой поэзии жара, воды, запахов и полного забвения житейских забот.


Еще по теме:
'); } else if( response.status ) { if( response.status == 'message_spam' ) { context.elem.text(uCoz.spam.sign.notSpam).attr('data-not-spam', '1'); var toggle = $('#report-spam-toggle-wrapper-' + response.message_id); if( toggle.length ) { toggle.find('.report-spam-toggle-text').text(uCoz.spam.sign.hidden); toggle.find('.report-spam-toggle-button').text(uCoz.spam.sign.show); } else { toggle = $('
' + uCoz.spam.sign.hidden + ' ' + uCoz.spam.sign.show + '
').hide().insertBefore(context.target); uCoz.spam.handleDOM(toggle); }; context.target.addClass('report-spam-hidden').fadeOut('fast', function() { toggle.fadeIn('fast'); }); } else if( response.status == 'message_not_spam' ) { context.elem.text(uCoz.spam.sign.spam).attr('data-not-spam', '0'); $('#report-spam-toggle-wrapper-' + response.message_id).fadeOut('fast'); $('#' + uCoz.spam.config.idPrefix + response.message_id).removeClass('report-spam-hidden').show(); } else if( response.status == 'admin_message_not_spam' ) { elem.text(uCoz.spam.sign.admSpam).attr('title', uCoz.spam.sign.admSpamTitle).attr('data-not-spam', '0'); } else if( response.status == 'admin_message_spam' ) { elem.text(uCoz.spam.sign.admNotSpam).attr('title', uCoz.spam.sign.admNotSpamTitle).attr('data-not-spam', '1'); } else { alert('uCoz.spam.report: unknown status: ' + response.status); }; } else { context.target.remove(); // no status returned by the server - remove message (from DOM). }; }, { elem: elem, target: target, height: height, margin: margin }); return false; }; uCoz.spam.handleDOM = function(within) { within = $(within || 'body'); within.find('.report-spam-wrap').each(function() { var elem = $(this); elem.parent().prepend(elem); }); within.find('.report-spam-toggle-button').not('.report-spam-handled').click(function(event) { if( event.preventDefault ) event.preventDefault(); var elem = $(this); var wrapper = elem.parents('.report-spam-toggle-wrapper'); var text = wrapper.find('.report-spam-toggle-text'); var target = elem.attr('data-target'); target = $(target); target.slideToggle('fast', function() { if( target.is(':visible') ) { wrapper.addClass('report-spam-toggle-shown'); text.text(uCoz.spam.sign.shown); elem.text(uCoz.spam.sign.hide); } else { wrapper.removeClass('report-spam-toggle-shown'); text.text(uCoz.spam.sign.hidden); elem.text(uCoz.spam.sign.show); }; }); return false; }).addClass('report-spam-handled'); within.find('.report-spam-remove').not('.report-spam-handled').click(function(event) { if( event.preventDefault ) event.preventDefault(); var messageID = $(this).attr('data-message-id'); del_item(messageID, 1); return false; }).addClass('report-spam-handled'); within.find('.report-spam-btn').not('.report-spam-handled').click(uCoz.spam.reportDOM).addClass('report-spam-handled'); window.console && console.log && console.log('uCoz.spam.handleDOM: done.'); try { if (uCoz.manageCommentControls) { uCoz.manageCommentControls() } } catch(e) { window.console && console.log && console.log('manageCommentControls: fail.'); } return this; }; uCoz.spam.handleDOM();
'); jQuery("form#socail_details input[name=social]").val(scurrent); jQuery("form#socail_details input[name=data]").val(data[scurrent]); updateSocialDetails(scurrent); }; jQuery('a#js-ucf-start').on('click', function(event) { event.preventDefault(); if (scurrent == 0) { window.open("//sys000.ucoz.net/cgi/uutils.fcg?a=soc_comment_auth",'SocialLoginWnd','width=500,height=350,resizable=yes,titlebar=yes'); } }); jQuery('.uauth-small-links a.login-with').on('click', function(event) { event.preventDefault(); var classList = jQuery(this).attr('class').split(' '); var social = providers[classList[1]]; if (typeof(social) != 'undefined' && social.enabled == 1){ if( social.handler ) { social.handler(social); } else {; //unetLoginWnd var newWin = window.open(social.url,"_blank",'width=640,height=500,scrollbars=yes,status=yes'); } } }); }); })(jQuery);
avatar