Регистрация
/
Вход
Форум
Дачников, огородников и садоводов стран СНГ
Форум
Правила
+
Главная
Все статьи
Перейти
Оценить
© "Моя Хижина" 2015-2017
№872
Просмотров: 383
Автор: koleva
22.07.2016 / 14:35

День Маланки. Новый год. День Василия

Кратко:

В январе празднуют такие народные праздники: День Маланки, Новый год,  День Василия, сопровождаемые различными обрядами.

В январе празднуют такие праздники, сопровождаемые различными обрядами:

- в честь знатной римлянки Мелании (Маланки), которая с юных лет и до конца дней своих (умерла в 439 г.) верила в Христа.

- праздник в честь Василия (Василия) Великого (329-379), архиепископа Кесарии Кападокийской, что в Малой Азии. Церковные источники характеризуют его как аскета, богослова и ученого, автора кодекса монашеской жизни. 14 января - по церковным святцам - праздник Обрезания Господня (именно тогда, согласно церковным источникам, произошло обрезание Иисуса Христа за еврейским обычаем).

14 января - первый день Нового года по старому стилю. Важнейшими моментами традиционного новогоднего праздника в Украине середины XIX - начала XX в. выступают: ритуальный стол, щедрование и засева (обходы домов с поздравлениями, пожеланиями), командировки, веселье и забавы.

Канун Нового года своей обрядностью напоминает канун Рождества. Вечер в народе назывался щедрым, или богатым, что связано с обычаем готовить богатый праздничный стол, где в отличие от Святой вечер обязательно были и скоромные блюда. На Новый год, как и на Рождество, носили «ужин», но на этот раз не родственникам и знакомым, а только сельской бабе-повитухе.

Накануне Нового года в крестьянском хозяйстве выполнялась определенное количество ритуальных действий производственного характера. Так, было принято в этот день приучать к работе молодых лошадей и волов, их впервые запрягали.

Характерной приметой новогоднего праздника в Украине было щедрование - давний народный обычай церемониальных обходов домов с пожеланием счастья членам семьи и расцвета хозяйства.

На Харьковщине утром 13 декабря с поздравлениями обходили отдельно мальчики и девочки,  а вечером с щедривками шли по селу взрослые девушки, распевая:

Прилетела ласточка, Села, пала на окошко.

Щедрый вечер, Добрый вечер, Хорошим людям на здоровье ...

Освещая вопрос символики и атрибутики аграрно-календарных праздников, надо отметить, что украинское село и рабочий город в досоветский период не знали обычая новогодней елки. Как элемент традиционной новогодней обрядовости она вообще не характерна для восточных славян в прошлом и была заимствована ими, очевидно, из Германии, где упоминается уже в XVI веке.

По древним народным представлениям елка воплощала в себе идею растительного или жизненной силы. Именно в таком символическом значении вечнозеленая хвоя как специфический атрибут широко использовалась в традиционно-бытовой обрядности украинский: свадебной, погребальной, производственной (при строительстве жилья). Достаточно напомнить здесь хотя бы свадебное веточку, что очень часто изготавливается (особенно на Западе Украины) с раскидистых ветвей сосны или пихты.

Украшенное свадебное деревце, высота которого в некоторых районах Украины превышает метр, очень напоминает новогоднюю елку. Логично предположить, что обычай вой веточки и украшение елки на Новый год родственные и берут свое начало с тех времен, когда календарная и свадебная обрядность составляли еще нераздельное целое.

В некоторых районах, например в Закарпатье, перспективы урожая овощей определяли с помощью тлеющих углей, извлеченных из печи. Угольки раскладывали на вальком, давая каждому название растения, которое предполагалось выращивать в следующем году. Уголек, что сгорал полностью, предвещал урожай соответствующих овощей и наоборот. Иногда подобный магический прием использовался и в гаданиях о здоровье членов семьи.

Чтобы узнать, который месяц года будет дождливым, разрезали пополам шесть луковиц и в каждую половинку сыпали соли. Луковый «блюдца» оставляли на ночь на столе, обозначив предварительно, какой месяц года каждое символизировать.

Новогодняя ночь, как и рождественская, считалась в народе очаровательной, с ней было связано немало поверий. Очевидно, под влиянием христианства возникло представление о том, что в ночь с 13 на 14 января «открывается небо» и в Бога можно попросить что угодно, или «вода в колодцах превратиться в вино». К Новому году, как и к празднику Ивана Купала, приуроченные украинские предания и легенды о «горящих деньгах и сокровищах. Существовали и определенные запреты. Так, у гуцулов в новогоднюю ночь не спали на печи, считая, что в эту ночь на ней танцуют Василий и Маланка. Возможно, здесь сказались какие-то древние пережитки культа предков, тесно связанного с культом очага.

Множество разнообразных народных обычаев и обрядов связано с праздником Василия - Новым годом. Выразительный аграрно-магический смысл носил обряд «засева», «посыпки», распространенный не только в Украине, но и в восточных славян в целом. На рассвете по селу ходили посыпальники - мальчики 7-14 лет. В руках они носили сумки или перчатки, наполненные зерном. Заходя в дом, посыпальники осуществляли символическое сеяние, говоря при этом:

Ходе Илья на Василия, Несет кнут житяной.

Куда махнет - рожь растет,

Красоты Божей рожь, пшеницу и всякую, пашницу.

В поле ядро, В доме добро.

В поле колосок, А в доме - пирожок.

Здравствуйте, с Новым годом, С Василием!

В селе Гальчинцы на Хмельнитчине еще недавно новогоднее поздравление было таким: «Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю! К счастью, на здоровье, на Новый год! Чтобы лучше родило, как в прошлом году. Рожь, пшеница, горох, чечевица! Конопля к потолку, а лен по колено! Чтобы крестная головка не болела.»

На территории нынешней Хмельницкой обл. отмечен обычай, согласно которому первый посевальщик должен был обмолотить макогоном сноп ржи, который стоял в углу от Рождества. Это зерно давали курам - чтобы лучше неслись, или подмешивали к посевному зерну. После окончания всех обрядовых действий хозяева угощали посыпальников, давали им яблоки, бублики, пирожки и другие лакомства, а часто и мелочь.

Как и на Рождество, на Новый год во многих районах Украины повторялось магическое «устрашение» деревьев топором: деревья подвязывали соломенными жгутами или изредка шерстью (в Карпатах). В некоторых обрядовых действиях видим элемент целесообразности, ведь утепление стволов соломой и костер в саду помогали фруктовым деревьям перенести зимние морозы.

В этот день было принято поздравлять мужчин, которых звали Василий. На Закарпатье их трижды поднимали вверх. В некоторых регионах Украины в день Василия парни засылали сватов, надеясь на хорошие результаты в Новом году. Свадьба же можно было производить только после святок, когда начинался новый брачный период, продолжавшийся до Масленицы.

В дополнение к сказанному о традиционных новогодние обряды следует добавить, что Украинцы не знали мифологического персонажа, который бы символизировал Новый год, подобно французского Пьера Ноэля, или немецкого Санта Клауса. В украинских сказках и демонологии встречается такой фольклорный персонаж как Мороз, Морозко - старый лысый дед с большими красными губами, ледяными сосульками под носом - однако он не связывался с Новым годом. Образ Деда Мороза сравнительно новый, он появился в русской литературе XIX века.


Еще по теме:
'); } else if( response.status ) { if( response.status == 'message_spam' ) { context.elem.text(uCoz.spam.sign.notSpam).attr('data-not-spam', '1'); var toggle = $('#report-spam-toggle-wrapper-' + response.message_id); if( toggle.length ) { toggle.find('.report-spam-toggle-text').text(uCoz.spam.sign.hidden); toggle.find('.report-spam-toggle-button').text(uCoz.spam.sign.show); } else { toggle = $('
' + uCoz.spam.sign.hidden + ' ' + uCoz.spam.sign.show + '
').hide().insertBefore(context.target); uCoz.spam.handleDOM(toggle); }; context.target.addClass('report-spam-hidden').fadeOut('fast', function() { toggle.fadeIn('fast'); }); } else if( response.status == 'message_not_spam' ) { context.elem.text(uCoz.spam.sign.spam).attr('data-not-spam', '0'); $('#report-spam-toggle-wrapper-' + response.message_id).fadeOut('fast'); $('#' + uCoz.spam.config.idPrefix + response.message_id).removeClass('report-spam-hidden').show(); } else if( response.status == 'admin_message_not_spam' ) { elem.text(uCoz.spam.sign.admSpam).attr('title', uCoz.spam.sign.admSpamTitle).attr('data-not-spam', '0'); } else if( response.status == 'admin_message_spam' ) { elem.text(uCoz.spam.sign.admNotSpam).attr('title', uCoz.spam.sign.admNotSpamTitle).attr('data-not-spam', '1'); } else { alert('uCoz.spam.report: unknown status: ' + response.status); }; } else { context.target.remove(); // no status returned by the server - remove message (from DOM). }; }, { elem: elem, target: target, height: height, margin: margin }); return false; }; uCoz.spam.handleDOM = function(within) { within = $(within || 'body'); within.find('.report-spam-wrap').each(function() { var elem = $(this); elem.parent().prepend(elem); }); within.find('.report-spam-toggle-button').not('.report-spam-handled').click(function(event) { if( event.preventDefault ) event.preventDefault(); var elem = $(this); var wrapper = elem.parents('.report-spam-toggle-wrapper'); var text = wrapper.find('.report-spam-toggle-text'); var target = elem.attr('data-target'); target = $(target); target.slideToggle('fast', function() { if( target.is(':visible') ) { wrapper.addClass('report-spam-toggle-shown'); text.text(uCoz.spam.sign.shown); elem.text(uCoz.spam.sign.hide); } else { wrapper.removeClass('report-spam-toggle-shown'); text.text(uCoz.spam.sign.hidden); elem.text(uCoz.spam.sign.show); }; }); return false; }).addClass('report-spam-handled'); within.find('.report-spam-remove').not('.report-spam-handled').click(function(event) { if( event.preventDefault ) event.preventDefault(); var messageID = $(this).attr('data-message-id'); del_item(messageID, 1); return false; }).addClass('report-spam-handled'); within.find('.report-spam-btn').not('.report-spam-handled').click(uCoz.spam.reportDOM).addClass('report-spam-handled'); window.console && console.log && console.log('uCoz.spam.handleDOM: done.'); try { if (uCoz.manageCommentControls) { uCoz.manageCommentControls() } } catch(e) { window.console && console.log && console.log('manageCommentControls: fail.'); } return this; }; uCoz.spam.handleDOM();
'); jQuery("form#socail_details input[name=social]").val(scurrent); jQuery("form#socail_details input[name=data]").val(data[scurrent]); updateSocialDetails(scurrent); }; jQuery('a#js-ucf-start').bind('click', function(event) { event.preventDefault(); if (scurrent == 0) { window.open("//sys000.ucoz.net/cgi/uutils.fcg?a=soc_comment_auth",'SocialLoginWnd','width=500,height=350,resizable=yes,titlebar=yes'); } }); jQuery('.uauth-small-links a.login-with').bind('click', function(event) { event.preventDefault(); var classList = jQuery(this).attr('class').split(' '); var social = providers[classList[1]]; if (typeof(social) != 'undefined' && social.enabled == 1){ if( social.handler ) { social.handler(social); } else {; //unetLoginWnd var newWin = window.open(social.url,"_blank",'width=640,height=500,scrollbars=yes,status=yes'); } } }); }); })(jQuery);
avatar