Благовещение и Благовестник
Благовещенье и Благовестник - разные праздники... в чем отличия? Об этом узнаете в нашей статье.
Благовешенье
7 апреля отмечается праздник Благовещения Пресвятой Богородицы девы Марии.
В основе этого праздника лежит евангельское свидетельство о том, как архангел Гавриил принес Деве Марии благую весть (хорошую, радостную весть), что она в скором будущем родит
Сына Божьего - Иисуса Христа.
Благовещение считается одним из строгих, аскетичного характера праздником. В этот праздник нельзя работать. В народе по этому поводу говорят, что «в этот день даже птица не вьет своего
гнезд ». «Кукушка поэтому и несет яйца в чужое гнездо, так как делала гнездо в день Благовещения». «Все, что родится в этот день - плохо расти, потому что от Благовестного теленка
добра не ждать». «Благовестное яйцо под наседку не кладут».
Бог благословляет этот день растения, и все начинает расти. Цветут первые весенние цветы: подснежники, первоцвет, хохлатка, сон-трава .
Кто найдет в этот день хохлатку, то должен сорвать этот цветок, кинуть под ноги и говорить: «Топчу, топчу хохлатку, дай Бог, дождаться и в тот год топтать!». «Видимо, ему уже хохлатки не топтать», - говорят о кволом, больном, который должен скоро умереть.
То же самое говорят и о сон-траве: «Дай Бог, дождаться, и сон-траву топтать»
Если на Благовищение, идя по воду, девушка найдет цветок первоцвета, то это знак, что этим летом она выйдет замуж. «Первоцвет - вестник девичьей свадьбы».
На Подолье считают, что подснежник - символ надежды, счастья, молодой красоты. Кто найдет где растет подснежник на Благовещение и сорвет его, должен положить за пазуху. На Пасху, как споют «Христос Воскрес!», нужно вынуть его из пазухи и положить под иконами на счастье.
На Харьковщине считали, что кто хочет быть красивым, должен на Благовещение утром налить в миску холодной воды, положить подснежник и умыться.
В этот день девушки выводили после обеда у церкви первый весенний танец - кривой танец, или круг.
Благовестник
Благовестником в народе архангела Гавриила, в честь которого 8 апреля отмечается праздник Собор Архангела Гавриила. Народ верил, что архангел Гавриил - обладатель молнии. Илья - обладатель грома, а Гавриил - молнии. Оба празднуем, потому гром и молния страшные для земледельцев. Праздновали Благовестника - «чтобы Гавриил дома не сжег», - говорят на Подолье.
По древним поверьям в день Благовестника гром и молния просыпаются от зимнего сна, а потому «после Благовестника каждый день можно дождаться грома».
Хозяева в день Благовестника носили в церковь хлебные зерна для посвящения на сев. Придя домой, они смешивали зерна с семенами.
От Благовестника начинают сеять ранние яровые зерновые - овес, ячмень и пшеницу.
Сохранилась древняя легенда, вероятно, киевского происхождения. В этой легенде говорится, что Большой Гром просыпается весной от долгого сна, садится верхом на черные тучи, как на коня, и, уезжая над землей, бьет ее золотой нагайкой - молнией.
Ярило ходит пешком в белой мантии с венком маков и хмеля на голове. В правой руке он носит серп, а в левой - сноп ржи, пшеницы и всякий хлеб.
Ранней весной приход Ярилы отмечался танцами и песнями, а в начале лета, во время заговенье в Петровку, проходят похороны Ярилы - веселая забава молодых, куда девушек и парней не допускают.
Итак, Ярило, или Яр-хмель (так он иногда называется в легендах) - это мужской образ весны, что пара девушке- весне. Поэтическое воображение наших предков не допускала одиночества весной, так как в такое веселое время все должны быть в паре.
Полевые работы начинаются весенней вспашкой и посевом. От успеха этих работ зависит благосостояние крестьянина и его семьи в течение всего хозяйственного года.
Остатки древних обычаев накликающие успех при вспашке и севу прослеживаются во время рождественско-новогодних праздников, в частности, в день Маланки среди щедривникив с «козой» есть и пахарь, который носит с собой ручки плуга от плуга. На Новый год «посевальщик» осыпает иконы зерном, приговаривая: «Чтобы уродилось лучше, чем в прошлом году».
Как правило, начало пахоты и сева проходил торжественно. Собираясь ехать в поле, крестьяне надевали чистые рубашки, в которых они причащались в церкви во время последнего говения. Делалось это для того, «чтобы не было сорняков на ниве». Перед посевом, как и перед вспашкой, происходила семейная молитва. После этого, взяв с собой хрестопреклонный хлеб, зерно, в котором есть часть посвященного в церкви, выезжали в поле. Во время движения в поле пели шуточные песни вроде:
В понедельник поехали, А во вторник приехали;
Утром в среду пахали, В четверг плуга поломали,
В пятницу котел погубили, А в субботу волов нашли И домой пошли.
Тут пришел поп, Чтобы в церковь идти ...
Происходила молитва и в поле перед началом сева или пахоты. После окончания работы, причастившись хрестопреклонным хлебом, предварительно смочив его в воде, ехали домой с песнями и с чувством глубокого уважения к своей нелегкой работе.
Засевали первую ниву, как правило, натощак, «чтобы хлеб родил» и с молитвой - «чтобы чистая нива была». Во время сева нельзя ругаться, потому что по народному поверью, «когда сеятель злословит, то за ним черт ходит и чертополох сеет».