Правила составления икебаны

Икебана своими руками

Как украсить квартиру икебаной, созданной своими руками?

Икебана — японское искусство составления композиций.

Как правило, со словом «икебана» связывают композиции из небольшого количества материалов. Однако это не всегда так. Композиции икебана бывают как очень аскетичными, так и, наоборот, чрезвычайно богатыми растительными материалами.

Здесь мы рассмотрим создание шести разнообразных композиций в стиле икебана для украшения интерьера.

В нашем насыщенном скоростями и предметами современном мире люди все чаще начинают отдавать предпочтение минималистичным интерьерам квартир, куда как нельзя лучше вписываются композиции икэбана японской школы Согэцу.

Композиции икэбана, созданные своими руками, способны стать неотъемлемой часть любого интерьера, добавляя ему оригинальной значимости.

Здесь нет «мелочей» — при построении композиции учитывается все — цвет, форма, заполнение пространства, пейзаж за окном. И, если все эти детали не остались незамеченными, то успех композиции гарантирован.

Для создания икебаны своими руками подходят любые материалы — даже домашняя утварь, которая как бы «невзначай» может очутиться в работе. Создать минималистичную икэбану доступно всем — стоит немножко проявить фантазию!

А теперь рассмотрим несколько интерьерных композиций икебана, созданных своими руками после освоения курса Икебана по школе Согэцу.

Композиция на подоконник

Для создания этой икебаны своими руками использованы:

  • хризантемы Saffina и Baltazar
  • отбеленные пальмовые листья
  • ветки ясеня
  • листья ксанаду
  • металлические вазы, секатор, емкость для подрезки растений

Ход работы:

Сначала строительными стяжками нужно скрепить ветки ясеня и покрасить их в черный цвет.
Затем установить их между вазами.

Далее следует разместить крупные элементы композиции — пальмовые листья. Цветовой акцент создать хризантемой. И, как завершающий аккорд, следует добавить зеленых листьев.

Создавая композиции икебана своими руками в двух вазах, у нас появляется возможность сделать более сильные и значимые работы.

Одна ваза с цветами — это всегда красиво. А усиливающий друг друга их «дуэт» создает более «звонкую» картину! В данном случае эффект достигается еще и с помощью контрастных цветовых сочетаний у одинаковых по форме ваз.

Икебана своими руками на журнальный столик

Для этой работы нам потребуется:

  • хризантема Antonov
  • листья ксанаду
  • ветки лиственницы
  • кензан
  • керамическая плошка
  • авторский металлический объект, секатор, емкость для подрезки растений

Икебана очень графична, поэтому в ней часто используют ветки. Если создавать икебану своими руками в холодное время года, то можно сначала поставить ветки в теплую комнату и дождаться их пробуждения. При этом почки начнут распускаться.

Ход работы:

Поместите кензан в керамическую плошку, налейте воды. Установите сначала хризантемы, затем ветки лиственницы. Закончите работу листьями.

Не забывайте подрезать цветы и листья секатором под водой.

Икебана своими руками в нишу

Цветы и материалы:

  • хризантемы Korona и Anastasia Dark Green
  • листья формиума
  • ветки ясеня
  • керамические вазы, секатор, емкость для подрезки растений

Ход работы:

Для создания икебаны своими руками в нише разметите сначала вазы, затем установите ветки между вазами, закрепите их. Добавьте желтый цвет(хризантема Korona). Это придаст работе яркости.

Одиночная зеленая хризантема в этом случае будет акцентом в работе. Расщепите листья формиума по центральной жилке. Добавьте расщепленные листья в виде плавных линий в работу.

Настольная икебана своими руками

Икебана, созданная своими руками для приема гостей, как нельзя лучше отражает гостеприимство хозяина. В зависимости от случая композиция при этом может быть пышной, скромной или шуточной.

Для нашей икебаны мы выбрали:

  • хризантемы Baltazar
  • лилиграсс
  • черные коктейльные трубочки
  • проволоку, одноразовые вилки
  • кензан, бамбуковые вазы, секатор, емкость для подрезки растений

Как создавать настольную икебану своими руками:

Нанизывайте трубочки на проволоку, затем скручивайте произвольно, создавая «сетку». Установите кензаны в вазы, налейте воды.

Закрепите над вазами сетку из трубочек, создавая несимметричный каркас. Разместите хризантемы — избегайте «перегруза» цветов.

Добавьте для объема плавные линии лилиграсса.

Играючи завершите работу одноразовыми вилками.

Икебана своими руками для ванной комнаты

Сдержанные тона помещения ванной комнаты и ее аксессуаров навеяли на создание небольшой и неяркой работы, для которой мы выбрали:

  • хризантему Rossano Charlotte
  • ветку магнолии
  • лист ксанаду
  • керамическую вазу, секатор, кензан, емкость для подрезки растений

Ход работы:

Минималистичную икебану своими руками начните выполнять с установки кензана и заполнения вазы водой. Закрепите хризантему на кензане, затем ветку магнолии. Завершите работу небольшим зеленым листом ксанаду.

Ветка магнолии «приехала» к нам из Крыма. В ее отсутствие можно воспользоваться любыми ветками с крупными почками — например, каштаном или осиной.

Графичная икебана своими руками

Чтобы подчеркнуть графику интерьера в целом и отдельных его частей, создадим строгую во всех смыслах композицию.

Для этого выберем:

  • вазу геометрической формы
  • хризантемы Anastasia Dark Green и Barka Splendid
  • листья аспидистры
  • саликс
  • пластиковые нити, секатор, емкость для подрезки растений

Ход работы:

Создавая икебану своими руками на подоконнике, найдите сначала правильное расположение для вазы. Затем установите ветки саликса в вазу — это сразу создаст объем в композиции.

Добавьте листья аспидистры, скрепляя их между собой. Разместите цветы. Черные пластиковые нити добавят «воздуха» в работу.

Как видите, для создания икебаны своими руками подходят абсолютно разнообразные места в интерьере, разные материалы и в разном количестве. Стоит не бояться и пробовать!

Правила составления икебаны
vostokzapadesign.ru

Икебана своими руками: идеи и техники создания природного декора интерьера

Икебана, созданная своими руками – лучшее украшение вашего интерьера.

Она создает ощущение тепла и уюта, размеренной и спокойной обстановки.

Чтобы сделать букет самостоятельно, не нужно много времени, средств и материалов. Все что необходимо – это проявить максимум фантазии и креатива.

Икебана: Древнее искусство из Японии

Дословно «икебана» – это искусство, мастерство аранжировки цветов. При этом используются как живые цветы, так и высушенные сухоцветы.

При создании букетов придерживаются строгих заповедей, которые опираются на опыт великих японских мастеров. Прежде чем приступить к созданию традиционной японской икебаны полезно их узнать:

  • чтобы добиться идеальной икебаны не обязательно использовать красивые цветы. Залог гармоничного букета – правильное соотношение элементов.
  • при создании композиции учитывается время года и случай, по которому она создается;
  • приступать к созданию цветочного букета нужно в прекрасном расположении духа, в полном спокойствии и умиротворении. Только тогда результат работы вас по-настоящему порадует.
  • количество цветов в японской икебане не имеет значения, их может быть четное и нечетное количество.

Традиционные правила создания икебаны

Правила создания японских букетов из сухоцветов складывались многие столетия. Великие мастера искусства аранжировки цветов определили ключевые моменты, которых необходимо придерживаться для получения красивой икебаны.

  • основной акцент делается на центральном элементе, который задает тон всей композиции. Это может быть крупный цветок, листья, веточки.
  • динамичное распределение цветов в букете – одно из главных условий идеального букета. Элементы икебаны располагаются под определенным углом к вазе или друг к другу. Для достижения такого эффекта японцы предпочитают использовать изогнутые стебли цветов, витиеватые плетеные сухоцветы.
  • ассиметрия также важна для идеальной композиции. Не обязательно создавать вычурные букеты, достаточно символично отразить в них 3 главных составляющих японской культуры – небо, землю и человека.

Простейшая икебана за 5 минут

Для создания самой простой икебаны понадобятся:

  • орхидея – 2 шт.
  • тинга
  • узкая высокая ваза высотой от 30 см и выше
  • декоративные элементы – стеклянные шарики, декоративный песок
  • ножницы или секатор
  1. В вазу поместить стеклянные шарики или декоративный песок, заполнив ее наполовину.
  2. Вставить в наполнитель 2 ветки яркой орхидеи. Расположить веточки таким образом, чтобы одна из них размещалась под углом 15 градусов вправо относительно стола, а другая на 15 градусов влево.

3. Одна веточка должна быть выше другой на 15 см.

4. Завершаем создание икебаны веточкой тинги, которая должна располагаться между орхидеями с небольшим наклоном в сторону меньшей из них.

Осеняя икебана своими руками

Идеи для создания осенней японского букета дарит нам сама природа. Для создания икебаны на осеннюю тему понадобится:

  • декоративная тыква – лучше круглой формы
  • ветвистые веточки без листьев
  • веточки рябины
  • декоративные элементы по желанию – листья, шишки, блеск для комнатных цветов
  • клеевой пистолет

Процедура создания осенней икебаны:

  1. Основной элемент икебаны – декоративная тыква. Ее нужно заранее подготовить – аккуратно срезать дно так, чтобы оно было максимально ровным. Далее очистить тыкву от семечек и сделать сверху отверстие для веточек.
  2. Используя клеевой пистолет, приклейте шишки к веточкам

3. После полного высыхания клея, поместите основу композиции на тыкве.

4. Центральные элементы икебаны готовы, самое время оформить второстепенные. Для этого вставьте в центральную часть композиции ветки рябины, располагая их как можно динамичнее – под углом к тыкве, на разной высоте друг от друга.

Завершающий шаг – оформление икебаны сухими листьями. Приклейте их с помощью термопистолета.

Важно не только создать икебану, но и правильно ее преподнести. Лучшим украшением осенней икебаны будет подушка из сухих листьев, украшенная несколькими каштанами. Именно на такую основу устанавливается само творение.

Новогодняя икебана своими руками

Икебана, созданная с новогодним настроением, будет самым необычным украшением вашего дома. К тому же, такая композиция актуальна на протяжении всего года.

Используем следующие материалы:

  • ветки сосны или другого хвойного дерева
  • толстая бечевка
  • сухое сорго
  • декоративные элементы – елочные игрушки, шишки, веточки облепихи, лилии
  • термопистолет

Порядок создания композиции:

  1. Толстую бечевку закрутить кольцом, диаметр которого зависит от количества украшений и желания мастера. Длина бечевки берется в расчете на то, что ее должно хватить на несколько оборотов.
  2. Используя клеевой пистолет, приклейте в одной точке подготовленной основы шишки и ветки хвойников.
  1. Украсьте остальное пространство кольца из бечевки небольшими елочными игрушками и цветами.
  2. Чтобы икебана выглядела празднично, покройте ее сверху золотистой краской или блестками.

Существует масса вариаций новогодней икебаны. Красочность и уникальность каждой композиции зависит от фантазии мастера и используемых им материалов. К примеру, вместо елочных игрушек можно использовать физалис, ветки облепихи или рябины.

Икебана в цитрусовом стиле

Для создания яркой витаминной композиции нам понадобятся:

  • корочки апельсина, мандарина, лайма заранее подготовленные и подсушенные
  • листья и цветы лаванды
  • шишки хвойников – сосны, кедра или ольхи.

Важно заранее подготовить элементы витаминной икебаны. Корки цитрусовых должны быть высушены и очищены от жилок.

Чтобы ваша композиция источала манящий аромат фруктов достаточно поместить шишки в полиэтиленовый пакет и капнуть в него несколько капель цитрусового эфирного масла.

Процесс создания витаминной икебаны предельно прост. Подготовленные элементы выкладываются в плоскую стеклянную посуду, равномерно распределяя их для получения целостной композиции.

Икебану сверху посыпают молотым имбирем или лепестками гортензии. Будьте уверены, что витаминная икебана не только украсить ваш дом, но и наполнит его бодрящим цитрусовым ароматом.

Осенняя икебана в тыкве

Тыква – прекрасная основа для создания осенней икебаны. Она устойчива на любой поверхности, имеет яркий цвет, который гармонирует с другими элементами композиции. И главное, благодаря специфической структуре полости тыквы, в нее можно вставить любые веточки, листья или цветы.

Для создания композиции необходимы:

  • тыква небольшого размера – обязательно круглая
  • букет из осенних листьев и цветов в желтой и оранжевой цветовой гамме
  • ягоды рябины
  1. Как и в прошлой мастер-классе с тыквой, ее необходимо подготовить – обрезать дно для большей устойчивости.
  2. Очистите полость тыквы от жилок и косточек. Теперь основа для икебаны готова.

3. Подготовьте цветы, осенние листья, ветки рябины. Для этого обрежьте стебли таким образом, чтобы они помещались в полость сосуда и были чуть выше, чем глубина тыквы.

4. Далее наступает абсолютно творческий этап, где отсутствуют какие-либо строгие правила. Разместите подготовленные элементы в тыкве, равномерно распределяя их по ее поверхности.

Старайтесь группировать листья и веточки таким образом, чтобы между ними не было просветов.

Композиция со свечкой

Часто японские мастера отступают от классических правил создания икебаны и используют кроме живых цветов такие декоративные элементы как свечи или пластмассовые фигурки птиц и насекомых.

  • декоративная тыква небольшого размера
  • толстая белая свеча (это основа композиции)
  • натуральные украшения – листья рябины, физалиса, облепихи на ветке.
  • шишки ольхи, сосны или кедра

Этапы сборки букета:

  1. Тыкву очистить от семечек, срезать дно, сверху сделать отверстия для свечки.
  2. Вставить свечку в тыкву так, чтобы она была на поверхности на 2/3 своего размера.

3. Декорировать пространство вокруг свечки с помощью листьев рябины или облепихи, плодов физалиса.

4. С помощью термопистолета приклеить еловые шишки.

В качестве основы для икебаны со свечкой можно использовать неглубокий горшочек, декоративные плетенные корзинки.

Икебана-панно своими руками

Для создания настенной икебаны понадобятся:

  • мешковина или другая фактурная грубая ткань
  • сухие ветки со сложным плетением
  • листья, камыши, мох
  • декоративные насекомые или птички

Порядок оформления икебаны-панно:

  1. С помощью клея ПВА, термопистолета приклеиваем мешковину на подготовленную основу.
  2. Расположите на ткани элементы икебаны – веточки, сухоцветы, листья, коряги, мох.

Важно заранее продумать расположение каждой детали композиции на панно, именно тогда результат получится гармоничным и целостным.Остается только украсить панно декоративными цветами, птичками, ягодами рябины, цветами физалиса.

Оставьте панно в горизонтальном положении до полного просушивания клея и украсьте им любую стену вашего дома.

Правила составления икебаны
delaemrukami.org

Искусство Икебана — как оно возникло и в чем секрет составления композиции

Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!

Фитодизайн, флористика, декорирование интерьера – для нас это новомодные слова, однако они обозначают то, чем успешно занимаются японцы уже не один век. Предлагаем вам сегодня прикоснуться к прекрасному и поговорить про искусство икебана.

Статья ниже кратко, но емко расскажет, что это такое, как возник данный вид искусства и как он менялся с течением времени, перетекая из одной школы в другую. Изучив статью, вы научитесь разбираться в основных элементах и стилях икебаны, а еще узнаете красивую легенду, которая заставляет поверить в волшебство.

Что это такое

Неудивительно, что слово «икебана» восходит к японскому языку, ведь это настоящий вид искусства, которым гордится вся Япония. Оно состоит из двух корней:

  • «ике», или «икеру» – переводится как «живой»;
  • «бана», или «хана» – в переводе означает «цветы».

«Живые цветы» – отличное название для этих произведений искусства, потому что даже срезанные цветы, искусно скомпанованные в букет, выглядят как живые. Нередко название также переводят как «вторая жизнь цветов», подразумевая, что они рождаются в новой реальности и несут в себе глубинный смысл.

Икебана – это искусство составления цветочных композиций и их удачного размещения в пространстве. Оно дарит гармонию в доме и завершает интерьер природными акцентами.

Для составления композиций могут использоваться разные материалы, в большинстве своем природные:

  • растения;
  • ветки;
  • цветы;
  • плоды;
  • листья
  • сухая трава;
  • земля;
  • песок;
  • камни;
  • стекло;
  • вода;
  • пластик – используется в наше время все чаще.

Композиции устанавливаются в специальных вазах, многообразие которых поражает и расширяется вместе с эволюцией искусства. В истории икебаны было много новаторов, которые предлагали все новые и новые идеи составления японских букетов.

Истинные мастера осваивают искусство уже очень много лет. Они учатся видеть красоту в каждом бутоне или ветке и отражать в букете, чтобы ее смог увидеть каждый. Икебана может состоять всего из одного цветка или листочка – но при этом в ней отразится вся глубина жизни, которую он символизирует.

Просто и изящно – вот главная характеристика икебаны, сотворенной гениальным мастером.

История возникновения

О появлении искусства икебана гласит одна легенда. Однажды по Японии прошелся сильный ураган с грозой, который снес на своем пути все и разрушил деревья и кусты вокруг. Тогда буддийские монахи, возложив к статуе Будды веточку поломанного дерева, обратились к Учителю в надежде на то, что он поможет восстановить разрушенную растительность.

Удивительно, но спустя немного времени благоухание цветов вновь распространилось по опустошенным территориям, кусты распустили бутоны, а сады зацвели, вновь даря красоту окружающим. Так буддийские монахи начали частенько сооружать икебаны, чтобы сады никогда не переставали цвести.

Мнения историков по поводу того, когда появилась первая икебана, сильно расходятся. Принято считать, что на японские земли она пришла из Китая, и, как хризантема – символ императорской власти – распространилась по всей стране, точнее, по буддийской ее стороне. Изначально композиции изготавливали монахи, ими украшали храмы и даровали Будде как подношение.

Позже, в IX-X столетиях, композиции вышли за пределы храмов и распространились в домах обычных японцев. Приобретая более естественные, изящные формы, они стали неотъемлемой частью интерьера и принесли с собой гармонию.

К XII-XIV столетиям искусство переняли аскетичные самураи, поэтому сделали его более простым, скромным. Примерно в это же время в Японии развилась школа дзен-буддизма, поэтому букеты, символизируя путь к истине, напрочь лишились какого-либо шика, хотя остались все такими же красивыми и символичными.

Все изменилось в XVII-XIX веках, когда главными жизненными ценностями стали обычные радости и любование самой жизнью. Былой символизм в композиции стал не таким важным, как ощущение гармонии, которое дарили икебаны того времени.

Интересно, что любая гейша в Японии должна овладеть искусством создания икебаны.

Особенности искусства

Жители Страны восходящего солнца приравнивают создание цветочных композиций к высокому искусству. Как, например, музыкант должен обладать идеальным слухом, создатель икебаны должен иметь безупречный вкус и отличное зрение.

В составлении композиции большую роль играют линии, цвет и форма. Например, с помощью горизонтальных линий передается равнодушие, отстраненность, а диагональных — воодушевление, радость.

«Теплые» цвета — например, желтый, оранжевый — передают позитивный настрой, доброжелательные чувства, а вот синие, голубые — сдержанность, холодность. Зеленый же цвет считается нейтральным и используется для «связки» других цветов между собой. Часто мастера играют на контрасте цветов, что позволяет влиять на настроение и эмоции людей.

Как мы уже знаем, икебаны тесно связаны с буддийской философией, а также с религией синто, и поэтому в основе лежит символизм – противостояние злых и добрых сил, земных и небесных. В связи с этим композиции символично выполнялись из двух веточек.

Позднее, приблизительно в VII столетии, к двум элементам добавился третий, который олицетворял человека. Так условной схемой построения икебаны стал треугольник – гармоничная форма в японском понимании.

Сегодня внимание уделяется не только самой композиции, но и тому, какое место она занимает в интерьере, какую имеет форму или цветовую гамму, какой на нее падает свет. Такое повышенное внимание оправдано – ведь некоторые японцы считают процесс созерцания икебаны настоящей медитативной практикой.

Школы

Всего существует не одна сотня школ икебана, но за все время существования наиболее известны и влиятельны три из них:

Из всех других сформированных школ она была первой. Свое название она получила благодаря основателю – Икэнобо Сэнкэй, который жил в домике у озера в Киото в XV столетии. Он был монахом и составлял храмовые композиции, которые были довольно скромными внешне, но достигали отнюдь не скромных размеров – до двух метров. В школе Икэнобо использовались в основном стили рикка и сёка.

Школа появилась в последние годы XIX века и подарила искусству новый стиль – морибана. Его особенность заключается в том, что основа композиций – низкие вазы, наполненные водой, с плоским дном.

Название школы переводится как «трава и луна».

Согэцу была основана в третьем десятилетии минувшего века. Школа увидела свет благодаря выдающемуся человеку искусства Софу Тэсигахара.

Он первым начал использовать в японских букетах наряду с природными материалами искусственные: металлические, тканевые, пластиковые изделия. С этого момента икебаны покинули пределы обычных домов и помещений, выставляясь теперь в парковых зонах, на тротуарах и даже в метро.

Стили

Конкретные школы всегда предпочитали определенные стили создания, хотя сейчас нет жестких рамок, и мастера могут творить, вдохновляясь сразу несколькими стилями.

Связан с появлением школы Икэнобо – он использовался в храмовой отделке. Из-за впечатляющих размеров использовались стволы деревьев: широкие стебли бамбука, массив сосны. Над изготовлением одной композиции трудилось одновременно несколько мастеров.

Его название переводится как «стоящие цветы». Причем эти цветы символизируют мощь природы: реки, скалы, горы, леса, водопады, поля – создателям удивительным образом удавалось воссоздавать пейзажи. Однако процесс изготовления был очень трудоемким, поэтому этот стиль постепенно вытеснился более компактными композициями.

По сути, это все тот же старый добрый стиль рикка, но в миниатюре. Если первый полюбился монахам, императорам, аристократам и прочим представителям «голубых кровей», то стиль сёка можно было встретить даже в домах обычных людей.

Он сформировался с наступлением XVIII столетия и держался на трех столпах: воплощении всего мира, Земли и человечества.

  • Нагэирэ, или хэйка

Особенность этого стиля в том, что композиции составляются в высоких вазочках. Стебли и цветы держит узкое горлышко, а иногда – специальные подпорки. Нагэирэ не просто передает великолепие природы, он подчеркивает изящество самих растений.

Про этот стиль мы уже писали чуть выше. Он стала распространяться на рубеже XIX и XX столетий. В основе композиции – плоская низкая посуда, на дно которой нередко добавляют воду.

Если морибана довольно объемная, ее, кроме этого, закрепляют особыми держателями.

В стиле морибана стала использоваться растительность, привезенная из западных стран.

  • Дзюика

Самый современный на сегодняшний день стиль, который отдает сюрреализмом. В ход идут самые разные материалы – от природных даров до синтетических материалов. Вазы, да и сама композиция, могут принимать очень смелые формы.

Современность

В прошлом веке нескрываемый интерес к искусству икебана появился также у представителей Запада. Они пытались воссоздавать шедевры, привносить что-то новое, использовать собственные материалы. Однако этот вид искусства в Японии и на Западе отличается главным – подходом.

Если европейцы относятся к нему как к хобби, некоему развлечению и способу прикоснуться к загадочной культуре Востока, то сами японцы подходят к созданию со всей серьезностью. Для них это особый ритуал, который требует сил, времени и обязательно – частички души.

Сегодня в Стране восходящего солнца насчитывается больше трехсот крупных школ – а это порядка 15 миллионов людей, которые искренне влюблены в искусство икебана.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Надеемся, статья оказалась полезной и вы узнали из нее много нового.

Мы будем благодарны, если вы поддержите наш блог — поделитесь ссылкой на статью в социальных сетях.

Правила составления икебаны
o-buddizme.ru

Икебана. Что такое икебана? Принципы составления икебаны

Вы здесь

Что такое икебана (икэбана)? Слово «икебана» обычно переводится как «японское искусство аранжировки цветов». Но икебана может включать в себя не только свежесрезанные цветы или ветки цветов, но также виноград, листья, травы, ягоды, фрукты, семена и соцветия, засушенные цветы и травы, а также искусственные растения и муляжи. На самом деле, любое натуральное вещество может быть использовано в современной икебане – древесина, сизаль, рафия, а также стекло, металл, керамика и пластик.

Икебана имеет свой символический язык, а использование природных материалов, цветов и ветвей является неотъемлемой частью творения. Все имеет значение – и сосуд, в котором составляется композиция, и сочетание материалов, и цвет, и форма.

Для обучения основам композиции в стиле икебана целесообразно использовать богатейший опыт, накопленный японскими педагогами. В настоящее время в Японии около трех тысяч школ обучают искусству икебаны. Самые известные из них – это школы Согэцу, Охара и Икэнобо. Каждая школа имеет свои отличительные особенности. Базируются они не столько на эстетических принципах и научных основах, сколько на формальных приемах, соотношениях, правилах.

Основные заповеди Софу Тесигахара, основателя школы Согэцу:

1. Красивые цветы еще не есть красивая икэбана. Цветы покажут свою красоту только после того, как их соответствующим образом поставят.

2. Правильная икебана соответствует времени (сезону) и случаю, по которому она делается.

3. Дух икэбаны не стареет, но каждый делает композицию по-своему.

4. Даже в одном цветке и в одной ветке должна быть отражена великая природа.

5. Делая композицию, надо в душе поговорить с цветами.

6. Приступайте к составлению композиции, не боясь результатов.

7. Составлять композицию нужно с соответствующим настроением, спокойно и внимательно.

8. В диаграмме (схеме) собран весь нужный опыт.

9. У основных форм имеется много вариантов.

10. Свободное творчество возникает после овладения основной формой композиции и ее вариантами.

11. Порядок практики такой: сначала надо практиковаться в низкой вазе (морибана), потом в высокой вазе (нагэирэ). Элементы син, соэ – из веток дерева, элемент хикае – из цветов и травы.

12. Чем глубже человек постигает искусство икебаны, тем внимательнее он должен быть перед составлением композиции (очистить ветки, цветы) и после ее готовности привести рабочее место в порядок.

13. Надо бережно относится к материалу, но не следует бояться отрезать нижние ветки, листья, цветы во имя красоты композиции.

14. Научитесь фиксировать материал так, чтобы некрасивая обратная сторона листа не была видна. Обратите внимание на то, чтобы основание было красивым и законченным.

15. Во время составления композиции нельзя близко рассматривать свою работу.

16. Не обращайте внимание на количество цветов и веток (четное, нечетное), самое главное – гармония и баланс.

17. В составлении композиции в высокой вазе надо практиковаться так же, как и в составлении композиции в низкой вазе.

18. Составление композиции без вазы и употребление искусственного материала надо изучать специально.

19. Муки творчества составителя композиции не видны со стороны. В зависимости от материала линии могут быть четкими, получеткими и плавными (расплывчатыми).

20. Икэбана – это не только картина, но и музыка, и скульптура.

21. Выбирайте в качестве ваз то, что будет выглядеть красиво, когда в него поставите цветы и ветки.

22. Сначала подберите гармонирующие друг с другом вазу и материалы; сделав композицию, подберите под нее подходящее место – это расширит гармонию.

23. Подлинная красота рождается из гармонии с ее окружающей обстановкой.

24. Композиция должна быть повернута в ту сторону, откуда она лучше обозревается.

25. Красивой композицию делают площадка, на которой она стоит, подставка, песок и камешки.

26. Композиции составляют с учетом значения цветов и колера. Они могут быть сделаны для официальных церемоний, будничного или праздничного украшения квартиры, для свадьбы или годовщины торжественного события.

27. Для цветов ветер опаснее, чем отсутствие воды.

28. Увядшие ветви и цветы оживут, если концы их стеблей подрезать ножницами в воде.

29. Делая композиции, обратите внимание на то, чтобы листья и цветы не накладывались один на другой (задние срежьте), а также чтобы в ней был акцент. Он отсутствует, когда элементы слишком пропорционально, равномерно расставлены в вазе или есть два или три одинаковых по силе (размеру) цветовых пятна.

30. Запомните: если главный элемент композиции – цветы и ветки, ваза должна быть скромной, если ваза, то скромными должны быть растения.

31. Композиция получится невыразительной, если между главными элементами будет одинаковое расстояние или в одном из них (например, хикаэ и его дзюси) цветы окажутся на одинаковом расстоянии один от другого – это создает впечатление монотонности. Кроме того, впечатление силы, создаваемое главными элементами, не должно быть одинаковым. Это и есть акцент, который придает композиции выразительность.

32. Постарайтесь найти гармонию материала, вазы и места установки.

33. Используйте вдохновение для составления композиции неожиданных форм и ищите необычный материал, который Вам подскажет тему аранжировки.

34. Четыре основных правила для творчества:

— новизна (форма композиции, материал, цвет);

35. Совершенная композиция должна быть безукоризненной в трех отношениях: линии, цвета, сгустка (пучка) цветов, веток.

36. Глазу, руке и сердцу составителя композиции не следует быть в плену у правил.

sosedka.in.ua

Сайт для начинающих флористов и для тех кто любит цветы и букеты. Все о флористике цветов. Уроки флористики. Стили флористики. Основы составления композиций. Правила составления букетов. Цветочный эти

Инструменты

Ножницы. Напервых порах можно обойтись обычными ножницами. Но профессионал без колебаний отдаст предпочтение специальным ножницам, которые используются при создании икебаны, -хасами. Срез, сделанный этим инструментом, получается очень чистым и аккуратным.

Другие полезные предметы. Для создания икебаны понадобится пульверизатор, веревка, плоскогубцы и декоративные камешки.Во время работы аккуратно придерживайте (чтобы не повредить) ту часть материала, которая будет использоваться для составления икебаны. На начальном этапе стебли должны быть немного длиннее, чем необходимо. Обрезать их вы всегда успеете! Обрезайте растение, держа стебель под водой. Так оно дольше останется свежим. Толстые стебли обрезайте по диагонали, чтобы они могли впитать как можно больше влаги. Кроме того, их будет удобнее насаживать на кэндзан. Концы толстых ветвей следует расщепить — тогда их легче будет насадить на кэндзан.

Ко сметическая обрезка

Растения слегка подстригают, удаляя поврежденный материал, увядшие лепестки или нижние

листья. Используя ко сметическую обрезку, мастер может придать икебане совершенно новый смысл. J Стебли цветов. С каждого стебля осторожно отщипывают нижние листья, обнажая не менее 2/3 его длины, чтобы придать композиции линейную форму.

Zi Ветви. Ветки тоже необходимо очистить от лишних листьев, форма, цвет, положение в композиции каждой ветки, соотношение ее с другими элементами имеет символический смысл. Это необходимо учитывать при удалении листьев и придании окончательного силуэта компоненту.

Сгибание растений

Искусство придания нужной формы стеблям п веткам — очень важная часть икебаны. В соответствии с правилами икебаны, прежде чем приступить к обработке растений, следует погрузиться в определенное состояние, отрешиться от суетного мира. Придание правильной формы веткам и стеблям напрямую зависит от мастерства художника. У каждой ветки есть свой предел прочности, поэтому начинающим следует выбирать достаточно гибкий материал. Удерживая ветку вертикально, ее аккуратно сгибают, придерживая большими и указательными пальцами обеих рук. По мере сгибания ветка может слегка затрещать — это значит, что она поддается воздействию и принимает нужную форму.

История

Икебана возникла в Японии в XV веке и первоначально имела религиозную направленность, являясь подношением богам в японских храмах.[источник?

Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.

— Икэнобо Сэнкэй. «Истинная утонченность»

Икебана — одно из искусств, входящих в программу обучения учениц гейш.

Фиксация

Ветку обрезают под углом и при необходимости расщепляют конец. Затем ее насаживают на кэндзан так, чтобы сторона среза располагалась противоположно предполагаемому направлению наклона. После того как ветка будет прочно зафиксирована, берутся за ее основание и придают компоненту нужное положение. Аналогичным образом закрепляют стебли цветов, но действуют при этом еще осторожнее. На мягких стеблях делают прямой ровный срез и сразу насаживают растение на кэндзан, придавая ему желаемый наклон. Тяжелые соцветия или сильно наклоненные ветви могут перевернуть кэндзан. Чтобы этого не случилось, присоедините к первому кэндзану еще два-три.

Морибана

В икебане стиля морибана есть возможность воссоздать часть ландшафта в сосуде с водой. Для композиций этого стиля характерна особая непринужденность и естественность Cocуда здесь играет роль корней растения, а не стебля или ствола. Эти корни служат надежной опорой, они выдерживают достаточно высокие растения и позволяют принимать им самые сложные изгибы. Три основные ветки в икебане стиля морибана располагают словно в пустом пространстве, несколько приподнятом над поверхностью воды. В композициях используется значительно больше, чем, например, в нагэирэ, вспомогательных элементов, так называемых заполнителей. Кэндзан кладут сбоку контейнера. Длину основной ветки (Небо) определяют так: величину, равную су мме диаметра и высоты контейнера, умножают на полтора. Элемент, который символизирует Небо, размещают на заднем плане. Ветка, олицетворяющая Человека, должна располагаться под углом 45. Между ветками размещают цветы и листья, которых не должно быть слишком много. После этого на переднем плане прикрепляют ветку, олицетворяющую Землю (самую короткую), наклоняя ее под углом 60. В идеале линия Человека должна составлять три четверти длины линии Неба, а линия Земли — три четверти длины линии Человека. При необходимости для маскировки кэндзана используют

дополнительные листья и побеги. После этого

композицию ставят в отведенном для нее месте, заливают в сосуд .чистую свежую воду и внимательно о сматривают икебану со всех сторон, чтобы тут же удалить замеченные изъяны. Икебану считают удавшейся, если она тянется к тому, кто на нее смотрит. Согласно концепции икебаны, смотрящий на композицию и является ее центром (фокусом).

Икебана – искусство, которым может овладеть каждый

Элина Воробей | 3.06.2015 | 535
Элина Воробей 3.06.2015 535

Составление икебаны – целое искусство. На что нужно обратить внимание при ее создании? Как определить идеальную высоту стебля? Под каким углом он должен быть наклонен? «Дамский эксперт» знает ответы на все эти вопросы.

Икебана − традиционное японское искусство создания композиций из растительных материалов (в том числе цветов).

Изначально эти простые и изящные композиции использовались древними монахами для украшения храмов. Сегодня же они широко применяются для декора жилых помещений.

Икебаны отличаются от привычных для нас ярких и пышных букетов простотой и ассиметричностью.

Основные принципы создания икебаны

Для создания икебаны принято использовать как покупные цветы, так и растительные материалы со своего приусадебного участка. Вы в свои композиции можете включать не только экзотические растения, но и обычную герань, петрушку и даже капустные листы.

Икебана с капустой выглядит очень оригинально

Срезанные растения нужно поставить в воду и еще раз обрезать их стебли под углом 45°. Поврежденные листья необходимо удалить. Не стоит оставлять и те листья, которые будут скрыты от глаз вазой.

Стебель растений, которые входят в икебану, должен быть погружен в воду примерно на четверть.

Чтобы цветы долго оставались свежими, нужно ежедневно менять воду в вазе и беречь растения от прямых солнечных лучей и сквозняков.

На что обратить внимание при выборе вазы?

Букет первостепенен. Именно поэтому ваза должна быть выполнена в спокойной цветовой гамме, чтобы не отвлекать внимание от цветов.

Размер сосуда зависит от высоты композиции, которая будет в нем размещаться. Если самый высокий элемент композиции массивный, ваза должна быть в полтора раза выше, если тонкий и изящный – в два.

Что нужно знать о кензане?

Небрежно поставленные в вазу цветы – это не икебана. Чтобы каждый стебель, каждый прутик или веточка стояли на своем месте, нужно использовать специальный держатель-наколку кензан.

Кензан – тяжелая пластина, на которой размещено множество игл. Главный принцип размещения кензана в вазе – он не должен располагаться ровно посередине. Заменить купленный держатель можно полиэтиленовым пакетом, наполненным влажным керамзитом. Верхом искусства составления цветочных композиций считаются икебаны, сделанные без использования держателя.

Для фиксации всех растений в кензане понадобится много времени и определенная сноровка.

В готовой композиции кензан должен быть полностью покрыт водой

Стебли растений, которые должны стоять вертикально, перед установкой в кензан нужно обрезать ровно. Стебли цветов, которые по задумке должны размещаться в композиции под наклоном, стоит обрезать наискосок.

Перед тем как составлять букет, срежьте основание стебля у всех цветов, которые вы хотите расположить вертикально, ровно, не по диагонали. Так они будут лучше держаться в кензане.

Как составлять икебану?

Перед тем как приступить к аранжировке икебаны, удобно разложите необходимые растительные материалы, а сосуд поставьте на расстоянии 50 сантиметров от себя несколько выше уровня глаз. Такое расположение вазы позволит создать более гармоничную композицию.

Работа над икебаной не терпит спешки

Готовая икебана также всегда размещается немного выше уровня глаз.

Теперь нужно выбрать цветок (ветку), который будет первым закреплен в кензане. Он должен быть самым красивым и высоким одновременно.

Как только выбор сделан, необходимо определить наклон, при котором растение будет смотреться наиболее выигрышно. При этом важно, чтобы листья не перекрывали цветы и наоборот.

Таким же образом следует определить местоположение всех остальных растений.

Вода в готовой икебане должна полностью скрывать кензан (примерно на 2 сантиметра), при этом лучше чтобы листья растений не соприкасались с живительной влагой.

Слишком тонкие стебли растений обмотайте тонкой полоской малярного скотча. Слишком толстые ветви стоит немного заточить или, наоборот, расщепить. Для большей устойчивости полые стебли перед креплением в кензане заполните ватой или бумагой.

Создание икебаны – очень интимный процесс. Предугадать конечный результат трудов практически невозможно. И все же это творческое занятие доставит вам истинное удовольствие, а законченная композиция будет радовать своим видом очень долго.

Нагэирэ

Этот стиль немного сложнее, чем морибана. Срезанные цветы свободно опираются о края высокого сосуда, представая в своей первозданной красоте. Чтобы добиться такого эффекта, необходимы специальные подпорки кубари. Это могут быть две прямые деревянные палочки или вилка (расщеп). Они должны быть чуть длиннее диаметра контейнера. Кубари опускают в сосуд, подпирая ими стенки и располагая крест-накрест. Очень важную роль играет в нагэирэ обрезка: она помогает добиться необходимого объема и равновесия материалов. При сравнении этого стиля со стилем морнбана можно заметить, что в нагэирэ линия Неба располагается более горизонтально, а линия Человека имеет меньший угол наклона, она немного удалена от центра композиции. В то же время линию Земли обозначают более крупным цветком, чтобы уравновесить более низкую линию Неба. Композиция в стиле нагэирэ оставляет впечатление легкости, а стиль морнбана характеризуется объемом и глубиной.

Школы [ править | править код ]

Икебана развивается в рамках определённых школ и стилей. Наиболее известными в Японии считаются школы Икэнобо, Охара, Согэцу.

Икэнобо [ править | править код ]

Первой школой развития икебаны следует считать Икэнобо. Икэнобо была основана в середине XV века Икэнобо Сэнкэем — священнослужителем буддийского храма Роккаку-до в городе Киото. В школе Икэнобо, в отличие от других школ, до сих пор существуют старые стили икебаны, такие как стиль Сёка и Рикка. Икебана в стиле Рикка первоначально использовалась для украшения храмов, сейчас используется в основном для религиозных ритуалов и торжеств. Этот стиль отражает величие природы. Например, сосновые ветви символизируют скалы и камни, а белые хризантемы символизируют реки или небольшие ручейки.

Охара [ править | править код ]

Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов).

Согэцу [ править | править код ]

Школа Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современная из школ, возникшая в 1927 году.

Отличие этой школы — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Икебаной стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро.

Правила составления икебаны
tatamiportal.ru

Техника Икебаны

Основываясь на строгих правилах икебаны, можно дать волю собственной фантазии. Но для начала надо овладеть тремя базовыми навыками.

— Применение хасами. При обрезке растений обычно пользуются этим инструментом.

— Придание растениям нужной формы. Основой эффект икебаны достигается путем сгибания веток и стеблей в соответствии с задачей композиции.

— Фиксация растений. Икебана должна быть прочно закреплена.

Обрезка

Обрезка превратится в довольно простую задачу, как только художник освоит азы обращения с хасами. Несколько полезных советов, приведенных далее, помогут вам освоить технику обрезки.

Обрабатывайте растительный материал, следуя правилам.

Инструменты

Ножницы. Напервых порах можно обойтись обычными ножницами. Но профессионал без колебаний отдаст предпочтение специальным ножницам, которые используются при создании икебаны, -хасами. Срез, сделанный этим инструментом, получается очень чистым и аккуратным.

Другие полезные предметы. Для создания икебаны понадобится пульверизатор, веревка, плоскогубцы и декоративные камешки.Во время работы аккуратно придерживайте (чтобы не повредить) ту часть материала, которая будет использоваться для составления икебаны. На начальном этапе стебли должны быть немного длиннее, чем необходимо. Обрезать их вы всегда успеете! Обрезайте растение, держа стебель под водой. Так оно дольше останется свежим. Толстые стебли обрезайте по диагонали, чтобы они могли впитать как можно больше влаги. Кроме того, их будет удобнее насаживать на кэндзан. Концы толстых ветвей следует расщепить — тогда их легче будет насадить на кэндзан.

Ко сметическая обрезка

Растения слегка подстригают, удаляя поврежденный материал, увядшие лепестки или нижние

листья. Используя ко сметическую обрезку, мастер может придать икебане совершенно новый смысл. J Стебли цветов. С каждого стебля осторожно отщипывают нижние листья, обнажая не менее 2/3 его длины, чтобы придать композиции линейную форму.

Zi Ветви. Ветки тоже необходимо очистить от лишних листьев, форма, цвет, положение в композиции каждой ветки, соотношение ее с другими элементами имеет символический смысл. Это необходимо учитывать при удалении листьев и придании окончательного силуэта компоненту.

Сгибание растений

Искусство придания нужной формы стеблям п веткам — очень важная часть икебаны. В соответствии с правилами икебаны, прежде чем приступить к обработке растений, следует погрузиться в определенное состояние, отрешиться от суетного мира. Придание правильной формы веткам и стеблям напрямую зависит от мастерства художника. У каждой ветки есть свой предел прочности, поэтому начинающим следует выбирать достаточно гибкий материал. Удерживая ветку вертикально, ее аккуратно сгибают, придерживая большими и указательными пальцами обеих рук. По мере сгибания ветка может слегка затрещать — это значит, что она поддается воздействию и принимает нужную форму.

Фиксация

Ветку обрезают под углом и при необходимости расщепляют конец. Затем ее насаживают на кэндзан так, чтобы сторона среза располагалась противоположно предполагаемому направлению наклона. После того как ветка будет прочно зафиксирована, берутся за ее основание и придают компоненту нужное положение. Аналогичным образом закрепляют стебли цветов, но действуют при этом еще осторожнее. На мягких стеблях делают прямой ровный срез и сразу насаживают растение на кэндзан, придавая ему желаемый наклон. Тяжелые соцветия или сильно наклоненные ветви могут перевернуть кэндзан. Чтобы этого не случилось, присоедините к первому кэндзану еще два-три.

РАСТЕНИЯ

При создании икебаны используют самый разный растительный материал. Подойдут:

— Аукуба японская (для крупных композиций).

— Азалия с ее легкими элегантными цветами.

— Кизильник разных сортов с ягодами.

— фатсия (аралия) японская с красивыми листьями.

— Верба (у нес гибкие ветви).

— Садовые растения с семенами, например щавель.

— Хризантема. Ее используют для создания линии Земли.

Морибана

В икебане стиля морибана есть возможность воссоздать часть ландшафта в сосуде с водой. Для композиций этого стиля характерна особая непринужденность и естественность Cocуда здесь играет роль корней растения, а не стебля или ствола. Эти корни служат надежной опорой, они выдерживают достаточно высокие растения и позволяют принимать им самые сложные изгибы. Три основные ветки в икебане стиля морибана располагают словно в пустом пространстве, несколько приподнятом над поверхностью воды. В композициях используется значительно больше, чем, например, в нагэирэ, вспомогательных элементов, так называемых заполнителей. Кэндзан кладут сбоку контейнера. Длину основной ветки (Небо) определяют так: величину, равную су мме диаметра и высоты контейнера, умножают на полтора. Элемент, который символизирует Небо, размещают на заднем плане. Ветка, олицетворяющая Человека, должна располагаться под углом 45. Между ветками размещают цветы и листья, которых не должно быть слишком много. После этого на переднем плане прикрепляют ветку, олицетворяющую Землю (самую короткую), наклоняя ее под углом 60. В идеале линия Человека должна составлять три четверти длины линии Неба, а линия Земли — три четверти длины линии Человека. При необходимости для маскировки кэндзана используют

дополнительные листья и побеги. После этого

композицию ставят в отведенном для нее месте, заливают в сосуд .чистую свежую воду и внимательно о сматривают икебану со всех сторон, чтобы тут же удалить замеченные изъяны. Икебану считают удавшейся, если она тянется к тому, кто на нее смотрит. Согласно концепции икебаны, смотрящий на композицию и является ее центром (фокусом).

Нагэирэ

Правила составления икебаны
xn--80ai2adfh.com

CATEGORIES

COMMENTS

Wordpress (0)
Disqus ( )