Образцы некоторых композиций икебаны

Икебана – роскошный декор своими руками

Зачастую, в специализированных магазинах можно найти декоративные предметы на любой вкус и бюджет. Но несмотря на это, многие все же сталкиваются со сложностями выбора. Дело в том, что такие изделия бывает сложно сочетать с интерьером того или иного помещения. В таком случае, предлагаем сделать декор самостоятельно. К примеру, икебана уже довольно давно считается универсальной, так как цветочная композиция украсит абсолютно любой интерьер. Кроме того, в отличии от классических букетов, она помогает подчеркнуть элегантность и хороший вкус хозяев дома.

Икебана: правила и общие рекомендации

Не многие знают, что для создания такой композиции вовсе не обязательно использовать исключительно живые цветы. В процессе можно смело добавлять высушенные бутоны и даже искусственные растения. За счет этого икебана будет иметь более привлекательный и необычный вид. Кроме того, в работе стоит придерживаться некоторых рекомендаций. Их существует довольно большое количество, но мы отметим главных из них. Новичкам эти знания будут особенно полезны.

В первую очередь отметим, что красивые цветы не являются гарантом красивой композиции. Намного более важно правильно разместить все элементы по отношению друг к другу. Только в таком случае икебана будет выглядеть действительно привлекательно. Также не стоит забывать о сезонности. Подбирая материалы, всегда ориентируйтесь на то, какое сейчас время года и для какого события вы планируете делать композицию. Не бойтесь пробовать разные варианты сочетания и не обращайте внимание на количество элементов. В данном случае это не имеет никакого значения.

Вопреки стандартам создания классических букетов, икебана предполагает наличие некой асимметрии. За счет этого она смотрится более легко, непринужденно и именно поэтому является универсальной для каждого интерьера. Но в то же время, прежде, чем приступать к ее созданию, нужно все тщательно продумать. То есть определитесь с тем, в какой именно комнате она будет размещена или кому будет подарена. Также учитывайте, что ее ни в коем случае нельзя ставить там, где солнечных лучей слишком много. В противном случае она быстро потеряет привлекательный внешний вид.

Как сделать икебану своими руками?

В качестве основного элемента композиции новичкам рекомендуем выбирать орхидею. Такой цветок смотрится ярко, свежо и поэтому работать с ним совершенно не сложно. Кроме того, в процессе нам понадобится следующее:

  • узкая высокая ваза;
  • секатор;
  • тинга;
  • ножницы;
  • декоративный песок или стеклянные шарики.

Для начала наполовину заполняем вазу стеклянными шариками или песком. Далее размещаем две веточки орхидеи. Делать это нужно по такому принципу: они должны быть направлены в разные стороны и строго под наклоном в 15˚. Только после этого композицию можно дополнить веточкой тинги. Лучше всего, если она будет находиться между орхидеями и под небольшим наклоном.

Такая композиция смотрится достаточно лаконично, поэтому она будет элегантным украшением в любое время года.

Рождественская икебана: пошаговый мастер класс

Как уже говорилось выше, в создании икебаны очень важно учитывать сезонность. Благодаря этому можно подобрать наиболее подходящие элементы и сделать действительно красивую цветочную композицию.

Для рождественской икебаны нам понадобится:

  • декоративная тыква;
  • клеевой пистолет;
  • небольшая корзинка;
  • флористическая губка;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • веточки ели или сосны;
  • декоративные веточки;
  • шпажки;
  • декор: шишки, палочки корицы, шарики, ленточки, высушенные дольки апельсина и другое.

Флористическую губку обрезаем таким образом, чтобы поместить ее в корзинке. Чуть выше центра корзинки прикрепляем тыкву. При необходимости можно использовать для этого деревянную шпажку.

В хаотичном порядке размещаем различные веточки. В данном случае они должны выглядеть объемно. Только после этого декорируем композицию различными праздничными элементами. Это могут быть елочные игрушки и различные шишки. Если вы хотите, чтобы композиция была не только красивой, но и ароматной, то можно использовать палочки корицы и высушенные дольки апельсина. Смотрится это действительно очень красиво.

Икебана: фото в интерьере

Для тех, кто только собирается попробовать сделать икебану своими руками, мы подготовили подборку прекрасных идей для вдохновения.

Образцы некоторых композиций икебаны
www.remontbp.com

Икебана своими руками (60+ фото): 7 изящных простых мастер-классов

Японский букет – это особая техника и идея создания

Икебаной, созданной своим руками, можно вполне и вполне удачно украсить любой дом . Она дарит особые ощущения тепла и уюта. На то, чтобы сделать ее, не нужно много средств, материалов и времени – необходимы фантазия и креатив! Приступим!

Оригинальное украшение обеденного стола в столовой

Знакомство с древним искусством

Если перевести слово «икебана» с языка оригинала, то оно будет означать примерно «японское искусство аранжировки цветов». Но для ее создания используются не только живые цветы , а и любые сподручные растения, в том числе высушенные.

Стильный декор для любого интерьера

Красивая композиция в японском стиле

Факт! Японский букет в рассматриваемом стиле – это не обязательно традиционный, каким его представляют у нас. Главное – чтобы он нес некую смысловую нагрузку, говорил об определенном пожелании того, кто его составил.

Существуют даже заповеди по созданию такой композиции, на которые опираются все мастера. Перед началом творения их полезно узнать.

  1. Красивые цветы – не гарантия красивого результата. Он будет таким, только если разместить элементы букета правильно в отношении друг друга.
  2. Икебана, выполненная по правилам, соответствует сезону и случаю, для которого она создается.
  3. Великую природу можно отобразить даже в единственном цветке или ветви.
  4. Не нужно бояться результатов творения перед началом работы.
  5. Для того чтобы результат порадовал, к началу работы нужно подходить внимательно, в полном спокойствии, в хорошем настроении.
  6. Количество цветов и веток не имеет значения, не придается значение их четному или нечетному числу.

Заповедей на самом деле очень много, они в большей мере касаются работы с материалами, самой композицией, вазами , основаниями для икебаны.

Композиция в японской технике в интерьере

Правила

Есть также определенные правила создания икебаны. Среди ключевых такие:

  • Выделение центрального элемента. В данном искусстве особую роль в каждой композиции отводят одному-единственному цветку, листку, ветви.
  • Динамика. Для ее поучения используется один хитрый прием – элементы располагаются под определенным углом к поверхности, вазе, друг другу. Для икебаны следует выбирать ветки и цветы изогнутые – так, по мнению японцев, созданное творение наполняется эмоциями.
  • Асимметрия. Не нужно стараться все сделать вычурно, как в наших классических букетах . В данном случае все символизирует человека, небо, землю. И это объединяется в едином целом – икебане.

Создание яркой композиции

Образцы некоторых композиций икебаны
happymodern.ru

Икебана своими руками: 100+ фото [Лучшие Идеи 2018 года]

Зачастую, в специализированных магазинах можно найти декоративные предметы на любой вкус и бюджет. Но несмотря на это, многие все же сталкиваются со сложностями выбора. Дело в том, что такие изделия бывает сложно сочетать с интерьером того или иного помещения. В таком случае, предлагаем сделать декор самостоятельно. К примеру, икебана уже довольно давно считается универсальной, так как цветочная композиция украсит абсолютно любой интерьер. Кроме того, в отличии от классических букетов, она помогает подчеркнуть элегантность и хороший вкус хозяев дома.

Икебана: правила и общие рекомендации

Не многие знают, что для создания такой композиции вовсе не обязательно использовать исключительно живые цветы. В процессе можно смело добавлять высушенные бутоны и даже искусственные растения. За счет этого икебана будет иметь более привлекательный и необычный вид. Кроме того, в работе стоит придерживаться некоторых рекомендаций. Их существует довольно большое количество, но мы отметим главных из них. Новичкам эти знания будут особенно полезны.

В первую очередь отметим, что красивые цветы не являются гарантом красивой композиции. Намного более важно правильно разместить все элементы по отношению друг к другу. Только в таком случае икебана будет выглядеть действительно привлекательно. Также не стоит забывать о сезонности. Подбирая материалы, всегда ориентируйтесь на то, какое сейчас время года и для какого события вы планируете делать композицию. Не бойтесь пробовать разные варианты сочетания и не обращайте внимание на количество элементов. В данном случае это не имеет никакого значения.

Вопреки стандартам создания классических букетов, икебана предполагает наличие некой асимметрии. За счет этого она смотрится более легко, непринужденно и именно поэтому является универсальной для каждого интерьера. Но в то же время, прежде, чем приступать к ее созданию, нужно все тщательно продумать. То есть определитесь с тем, в какой именно комнате она будет размещена или кому будет подарена. Также учитывайте, что ее ни в коем случае нельзя ставить там, где солнечных лучей слишком много. В противном случае она быстро потеряет привлекательный внешний вид.

Как сделать икебану своими руками?

В качестве основного элемента композиции новичкам рекомендуем выбирать орхидею. Такой цветок смотрится ярко, свежо и поэтому работать с ним совершенно не сложно. Кроме того, в процессе нам понадобится следующее:

  • узкая высокая ваза;
  • секатор;
  • тинга;
  • ножницы;
  • декоративный песок или стеклянные шарики.

Для начала наполовину заполняем вазу стеклянными шариками или песком. Далее размещаем две веточки орхидеи. Делать это нужно по такому принципу: они должны быть направлены в разные стороны и строго под наклоном в 15˚. Только после этого композицию можно дополнить веточкой тинги. Лучше всего, если она будет находиться между орхидеями и под небольшим наклоном.

Такая композиция смотрится достаточно лаконично, поэтому она будет элегантным украшением в любое время года.

Рождественская икебана: пошаговый мастер класс

Как уже говорилось выше, в создании икебаны очень важно учитывать сезонность. Благодаря этому можно подобрать наиболее подходящие элементы и сделать действительно красивую цветочную композицию.

Для рождественской икебаны нам понадобится:

  • декоративная тыква;
  • клеевой пистолет;
  • небольшая корзинка;
  • флористическая губка;
  • ножницы;
  • канцелярский нож;
  • веточки ели или сосны;
  • декоративные веточки;
  • шпажки;
  • декор: шишки, палочки корицы, шарики, ленточки, высушенные дольки апельсина и другое.

Флористическую губку обрезаем таким образом, чтобы поместить ее в корзинке. Чуть выше центра корзинки прикрепляем тыкву. При необходимости можно использовать для этого деревянную шпажку.

В хаотичном порядке размещаем различные веточки. В данном случае они должны выглядеть объемно. Только после этого декорируем композицию различными праздничными элементами. Это могут быть елочные игрушки и различные шишки. Если вы хотите, чтобы композиция была не только красивой, но и ароматной, то можно использовать палочки корицы и высушенные дольки апельсина. Смотрится это действительно очень красиво.

Икебана: фото в интерьере

Для тех, кто только собирается попробовать сделать икебану своими руками, мы подготовили подборку прекрасных идей для вдохновения.

Образцы некоторых композиций икебаны
thewalls.ru

Икебана

Задолбали бесконечные перепосты кошачьих харь в соцсетях . Хочется экзотики!
Итак — ИКЕБАННА или ИКЭБАНА, ЯПОНСКОЕ ИСКУССТВО ОРАНЖИРОВКИ ЦВЕТОВ.

Правила хорошего тона в японском об ществе не позволяют смотреть собеседнику прямо в глаза — это может быть сочтено как непочтительность или назойливое любопытство. Поэтому лучшим способом установления контакта и является икэбана.

Легенда о рождении икэбаны проста и совершенна, как хайку. Однажды буддийские монахи собрали ветки и листья, сорванные грозой, и поднесли их к ногам статуи Будды со словами: «Будь милостив ко всем. Помоги оживить то, что сломала гроза». По-видимому, Будда благосклонно принял это подношение и просьбу, поскольку оно перешло в обычай.

Икебана переводится как «вторая жизнь цветов», или «воскрешение растений», и учит «искусству умирания». Поэтому ее можно сравнить с молитвой, но не из слов, а из знаков.

В идее икебаны лежат три линии, символизирующие Небо, Человека и Землю.
Главная линия — это стебель, обозначающий Небо, часто называемый первичным, или син. Именно этот стебель образует основу букета, поэтому он должен быть достаточно прочным.
Рядом с ним помещается второй стебель — символ Человека, называемый соэ. Он помещается таким образом, чтобы создать впечатление роста в сторону. Соэ должен быть равен примерно двум третям высоты син.
Третий стебель- тай символизирующий Землю, самый короткий. Его помещают спереди или немного сдвигают в сторону, противоположную той, куда наклоняются два первых. Этот стебель составляет две трети высоты соэ. Все стебли закрепляются в кэндзане так, чтобы производить впечатление кроны единого ствола. Кэндзан это держатель-наколка, предназначенный для фиксации растений в икебане. Кэндзан обеспечивает устойчивость стеблей и веток и их требуемое взаимное расположение. Состоит из тяжёлого металлического основания с множеством вертикальных игл, между которыми вставляется растительный материал. Кэндзан с закрепленными в нем растениями обычно помещается в вазу с водой; его при этом стараются скрыть от наблюдателя.

Появление алюминиевой проволоки во многом упростило процесс создания композиций икебаны. Обмотав цветок, ветку или лист тонкой проволокой, можно легко сгибать его во всех направлениях. Но истинные профессионалы работают без применения подобных трюков. К композиции можно добавлять различную зелень, стебли трав, однако позиция основных трех стеблей неизменно сохраняется.

Перед составлением букета важно точно определить форму вазы. Размер композиции целиком зависит от ее диаметра и глубины. Длина первого стебля подбирается по формуле: глубина — полтора диаметра вазы. Длина второго и третьего стеблей составляет соответственно по две трети от предыдущего.

При создании икебаны особое внимание уделяется динамичности: аранжировка должна отражать развитие во времени, его течение или же связь с определенным временем года.

С этой точки зрения подбирается и соответствующий материал: полностью распустившиеся цветы, засохшие листья выражают прошлое, наполовину распустившиеся цветы или зеленые листья — настоящее, бутоны, набухшие почки — будущее. Время года также имеет свою символику: весна — энергичные изгибы , лето — распустившиеся лепестки, листья, стебли, осень — редко поставленные тонкие ветки, зима — оголенные ветки.

ЕСТЬ РАЗНЫЕ ШКОЛЫ И СТИЛИ ИКЕБАНЫ:
ТАТЕБАНА
(что означает «прямостоящие цветы»).
Такая композиция состоит из прямо поставленных в вазу цветов. Данный стиль был связан с обычаем «кугэ», который заключался в подношениях к изображению Будды. Наряду с подсвечником и сосудом для сжигания благовоний, ваза с прямо поставленными в нее цветами была одним из трех ключевых элементов в композициях мицугусоку, которые ставились непосредственно перед изображением Будды. Сейчас такие композиции можно увидеть только лишь в буддийских храмах — это самый древний стиль икебана. В середине XV века с появлением архитектурного стиля жилых помещений под названием сеин-дзукури, татебана была украшением ниши токонома в комнате для занятий.

Со временем татебана превращается в самостоятельную композицию рикка,
РИККА
Итак, стиль рикка получил свое развитие из композиции татебана. И в начале XVI века становится одним из лучших украшений дворцов и замков, которые как раз в это время начинают возводиться в Японии повсеместно

ТЯБАНА
Стиль под названием тябана появился в XVI веке, и решающую роль в этом сыграла чайная церемония. Главной особенностью данного стиля является простота и сезонность материала, используемого в работах. Композиции тябана устанавливаются в скромные бамбуковые, керамические или плетеные вазы и, как правило, в них присутствуют либо один цветок, либо одна ветка, призванные олицетворять собой красоту садов, лесов, полей.
РАННЕЕ НАГЭИРЭ
Дословно название этого стиля можно перевести как «цветы, вброшенные в высокую вазу». Как можно догадаться из названия, композиции этого стиля характеризуются непроизвольностью и естественностью. Сочетание этого относительно несложного стиля с гораздо более сложным стилем рикка в XVIII веке дал начало стилю сека, который в конце XIX века стал символом искусства современной икебаны
СЕКА СЕФУТАЙ
Композиции стиля сека подчеркивают естественную красоту растения. Ведь в природе растение каждый день, так или иначе, сталкивается с различными испытаниями: как-то — ветер, засуха, дождь, снег, буря, и все это неизбежно оставляет на растениях свой отпечаток. Именно в этих взаимодействиях с природой и проявляется внутренний характер того или иного растения. В связи с этим в композициях сека встречаются пожелтевшие листья, листья, изъеденные насекомыми, листья, надломленные ветром — во всем этом заключено природное очарование растений.
Как вы уже поняли, СЕКА СЕФУТАЙ не старается сделать растения красивее, нежели они есть в природе, поскольку понятия «красота» и «природа» для них являются практически синонимами.
СЕКА СИМПУТАЙ
Симпутай — это современная разновидность сека, разработанная в 1977 году. Создание симпутай было продиктовано желанием приспособить стиль сека к современным реалиям. В сегодняшних японских домах уже редко можно встретить ниши токонома, которые идеально подходят для классических композиций икебана, а соломенные татами, бумага и дерево все чаще заменяются стеклом, пластиком, различными синтетическими материалами, в связи с этим икебана должна вписаться в современный интерьер, научиться гармонировать с новыми материалами.
НАГЭИРЭ
Нагэирэ ( другое название — хэйка) — икебана в высоких вазах с узкой горловиной, растения устанавливаются, опираясь на край ваз. Если требуются установить ветки и стебли в другом положении, то применяют несложные деревянные подпорки.
МОРИБАНА
в переводе означает «нагроможденные цветы».
-Школа Охара, основанная в 1897 году, привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растения устанавливаются в плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кэндзанов). В этой композиции много зеленого цвета, растений и листьев. Основная мысль – такая композиция копия сада ли поля. Морибана разнится с другими стилями икебаны: она не такая классическая, более сжата и даже сосуды для ее устройство используют другие. Это самый простой из стилей.
ДЗИЮКА- СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ
Появился под влиянием современного искусства. Отличие этого стиля — применение в икебане не только цветов и растений. Используются камни, ткани, металл, пластик и другие виды неживого материала. Его создатель Софу Тэсигахара — художник-новатор, скульптор, которого на Западе называли Пикассо цветов. В 1927 году он разработал Школу Согэцу (яп. 草月 — «трава и луна») — наиболее современную из школ икебаны.

СОВРЕМЕННАЯ ИКЕБАНА, которой стали украшать не только помещения, но и выставлять на улицах, парках, метро, МОЖЕТ БЫТЬ БЕСКОНЕЧНО РАЗНООБРАЗНОЙ :
— Натуралистической, когда растительный материал используется в том виде, в каком он растет в природе.
— Символической, когда растения, несут разнообразную символику.
— Геометрической (круг, треугольник, квадрат и т.д.) с использованием символики цвета.
— Абстрактной — как образец современного искусства, где большое внимание уделяется форме, цвету, фактуре материла.
— Сюрреалистической, которая представляет фантазийные работы, не связанные с реальным миром

Обычно композиция ИКЕБАНЫ создается лицом к мастеру, так как в процессе он беседует с природой. Если кто-либо, придя в гости, захочет полюбоваться букетом, он должен стать на колени в метре от токонома(Токонома альков или ниша в стене традиционного японского жилища) слегка наклониться и, рассматривая букет снизу, медленно переводить взор к его вершине. Смотреть на букет сбоку или заглядывать внутрь вазы считается неприличным. Если хочется рассмотреть основание букета, то об этом следует спросить хозяина. Когда гость направляется к букету, хозяин и хозяйка садятся рядом с токонома, обращаясь лицом к гостю. Последний всегда высказывает восхищение, хозяева обычно с поклоном отвечают: «Нам стыдно за нашу скромную поделку».

Образцы некоторых композиций икебаны
yael-shoshany.livejournal.com

Стили Икебаны с фото

Необыкновенно высокое развитие цветочного искусства в Японии можно отнести к их безусловной любви к природе. Во всех странах люди ценят природную красоту, но в стране Восходящего солнца она стала почти религией.

Японцы всегда чувствовали сильную связь и близость с их естественной средой обитания, и даже в современной деловой жизни среди бетона и асфальта в больших городах они проявляют удивительно сильное желание иметь рядом хоть немного природы в любом из ее проявлений.

Японский дом без каких-либо растений и цветов является довольно редким.

Создание изящных цветочных композиций практиковалось в Японии на протяжении веков и икебана является одной из таких форм, в которой используется минимальное количество растительных элементов и большое значение придается простым выразительным линиям.

Икебана означает «искусство, дающее жизнь цветам» или ка-до – путь цветов. Японцы создавали ее для выражения основных принципов буддийской философии и помещали в храмах, что было основным символически значимым ритуальным обрядом в течение долгого времени.

Природа постоянно меняется, она имеет свой собственный ритм и порядок — растения развиваются, покрываются листьями, распускаются цветы и созревают плоды. Осознание этого является первым шагом в изучении и создании икебаны, которая стала символом изысканного вкуса во всем мире.

Сама композиция фокусируется в виде треугольника, с тремя преобладающими элементами символизирующими небо, землю и человечество.

Хотя такого вида флористика занимает годы обучения и практики в специальных школах, любой желающий может узнать несколько основных шагов, чтобы проектировать красивые растительные композиции азиатских школ, которые независимо от стиля, приносит гармонию и дарят чувство прекрасного.

Из-за своего трехмерного эффекта их можно считать реальными цветочными скульптурами. В этом заключается разница между икебаной и другими видами флористики.

Так же, как все другие направления искусства, японское создание композиций из растений является творческим выражением мыслей и чувств. В качестве компонентов используется любой растительный материал — ветви, листья, травы, мох, ягоды, кора дерева и цветы.

В результате сочетания данных элементов в виде природных форм, изящных линий и смысла, скрытого в общей аранжировке создается японская композиция, главной чертой которой является краткость, глубина и совершенство.

Икебана — это гораздо больше, чем просто цветочный декор.

В Японии подобное творчество используется в качестве украшения на уровне с картинами и другими предметами искусства и продолжает оставаться объектом глубокого и серьезного познания, длительного и кропотливого обучения, стремления к совершенству и умению. Многие японцы видят в искусстве икебана модель совершенного мироздания.

Каждый, у кого есть желание и время, может приобрести достаточный навык в этом виде флористики. Тем не менее, необходимо овладеть определенными основными знаниями и принципами, прежде чем приступать к подобному творчеству.

Мастер — аранжировщик сочетает материалы так, чтобы вложить в свое искусство определенный смысл, используя при этом простоту и лаконичность форм.

Чем отличается японская икебана от других подобных направлений? Прежде всего, своей асимметрией, простотой, лаконичностью и гармоничным сочетанием растительных элементов и сосудов.

Виды стилей

За семь веков своего развития, японское искусство икебаны разработало множество различных стилей и школ. За сотни лет они изменились совсем немного: от торжественной обстановки в храме до уютной атмосферы нашего дома.

Среди наиболее распространенных — rikka (стоящие цветы), seika или shoka (живые), nageire (брошенные цветы), а также стиль moribana школы Охара.

Рикка является одним из основных стилей, в создании которого используется высокая ваза и подчеркиваются вертикальные линии. Главной его особенностью является акцент на природную красоту цветов, располагая их с простым изяществом.

На протяжении многих лет rikka совершенствовалась, становясь все более стилизованной, со строгими правилами подбора, как растительного материала и типа контейнера, так и в размещении нечетного числа элементов (обычно семь или девять).

Стиль Сейка (Shoka) (фото 3 и 4) появился в середине XVIII века. Он представляет собой более простую рикку, но его составление также требует определенных правил. Работают только три основных компонента, подчеркивающих внутреннюю красоту растений и уделяется меньше внимания традиционной формализации.

Нагэирэ берет свои корни в XVI веке и предназначался для украшения чайных домиков и чайных церемоний. Для его создания можно применять свободную аранжировку с использованием высоких ваз без какой-либо фиксации. Разрешается также класть цветы на ободок горла вазы.

Moribana использует мелкий контейнер и кэднзан – специальный держатель с множеством острых шипов, в которые вставляются цветы. Важной особенностью морибана является широкое пространство, естественные формы, которые создают впечатление ландшафта. Данный стиль стал использоваться всего около ста лет назад и правила его создания не так строги и трудоемки, как в других направлениях.

Формы, которые одинаково применимы ко всем стилям, включают в себя вертикальное расположение элементов композиции, косое и каскадное.

Необходимые материалы

Кэндзан используется в мелких сосудах для moribana и является тяжелым держателем с множеством острых иголок из латуни от 2 до 10 см, на которые прочно крепятся толстые прочные стебли.

Hasami (щипчики или ножницы) для обрезки цветов и стеблей до желаемой длины. Обычно обрезают под углом.

Kabin — высокие вазы, используемые в искусстве икебана сейка. Перемычки в сосуде обеспечивают стойкость и положение стеблям.

Образцы некоторых композиций икебаны
www.domrastenia.com

Японское искусство икебана: традиции и современность

Искусство растительных композиций зародилось в Древнем Китае. В VI веке вместе с буддийскими ритуалами и обрядами оно достигло Японии. Цветы и травянистые элементы приносили в дар духам природы. Выйдя из религиозного культа, икебана вошла в жизнь всех слоев японского общества. В странах Западного мира икебана стала расслабляющим хобби, а в Японии до сих пор остается мастерством, которому долго и старательно учатся.

Что это такое

Икебана (экибана) – в переводе с японского означает «оживший цветок» или «вторая жизнь цветка». До появления буддизма японцы исповедовали синтоизм: они верили в духов, что живут в цветах, растениях и даже камнях. Обряд цветочных приношений не исчез с приходом новой философии.

Первыми мастерами были мужчины монахи. К XV веку икебана превращается в светское прикладное искусство.

Искусство или философия

Правильно оформляет японский букет только натура, склонная к созерцанию окружающего мира. Мастер передает взгляд на человеческую жизнь, окружающий мир и место человека в вечно меняющемся круговороте бытия. Символический язык цветов помогает выразить чувства радости, скорби, печали, тоски или надежды.

Композиция – ритуальное действо, что требует навыков и высокого художественного чутья. Икебана отображает модель мироздания, говорит о чувствах или преподает урок нравственного поведения. Икебана может передавать любовное послание или заверение в дружбе.

Символизм

В отличие от букетов западного образца, икебана подчиняется строгим законам линейного построения. Заранее определено число цветков, цветовая комбинация и ритм.

Композицию имеет три символические линии:

  • Основная длинная линия Син – означает человека мужского пола и его высокое призвание.
  • Вторая линия Сое – символизирует творческое и детское начало.
  • Третья, наиболее короткая линия Хикае – говорит о женском и земном начале.
  • Дзюси – короткие вспомогательные линии.

Три главные оси связывают воедино человека, небо и землю или три человеческие ипостаси.

Равнодушие или безразличие мастер передает горизонтальными линиями. Радость или душевный подъем – диагональными изгибами. Скорбь отображают поникшие или нисходящие штрихи.

Листовые и цветочные массы должны гармонировать с вазой, также с ней должен сочетаться один из основных оттенков массива.

Образный язык отдельных цветов и оттенков:

  • Черный цвет символизирует холод, тьму, ночь.
  • Зеленый – молодость, возрождение.
  • Красный – страстные чувства, огонь.

Чтобы передать положительные эмоции, требуются цветы теплых, насыщенных оттенков: алого, оранжевого, желтого. Для основного фона часто подбирают желтый или золотой оттенок (цвет императорского величия). Золотой подсвечивает цветы и травы, излучая тепло.

Синий, голубой и фиолетовый оттенки уместны для сдержанных или траурных композиций. Классический для народного творчества цветовой контраст отобразился в японском искусстве. Популярны белый/красный, желтый/фиолетовый, голубой/оранжевый и синий/красный цветовые контрасты.

Основная цветочная масса напоминает фон картины. На заданный фон художник наносит контрастные штрихи. Базовые оттенки не должны вступать в противоречие между собой.

Язык цветов и растений

Язык цветов повествует о течении времени из прошлого в вечность. Передать ощущение прошлого мастеру помогают распустившиеся цветы, сухие ветки, гербарии, стручки семян. О будущем говорят почки, молодые побеги, а о настоящем – едва раскрывшиеся бутоны.

  • Цветы розы и ветви сосны символизируют цветущую молодость и долголетие.
  • Пион и сосна – молодость, процветание.
  • Бамбук – мир, долголетие, почитание отца сыном.
  • Орхидея – радость.
  • Ветка абрикосового дерева – женское изящество.
  • Цветки жасмина – наслаждение жизнью.

Символический язык элементов раскрывает зрителю детали ландшафта: цветок хризантемы – это тонкие ручейки рек, сосновая ветвь – скалы или камни.

История зарождения искусства и его развитие

Искусство зародилось в Китае в VI -VII вв. н.э. Ветки сосны и кипариса, цветки роз и лотоса – первые растительные элементы для аранжировки. Растения помещали в бронзовые сосуды.

В Х-XII вв. религиозный обряд приношения богам постепенно упраздняется, начинается расцвет светской культуры. Икебанамиукрашали дворец императора и имения аристократов. При дворе императора проводились соревнования по аранжировке.

В XVI веке появляется чайная церемония. Икебана в сдержанных, спокойных оттенках и простых формах находится в беседках во время чаепития.

В XVII-XIX вв. окончательно оформились основные направления и школы, а само искусство стало национальным достоянием Японии.

Школы и стили

Первая школа была открыта в городе Киото в XV веке монахом Икэнобо Сэнкэй. В этот период композиции обучались как одному из элементов религиозного служения. Первые икебаны имели высокую основную линию 1-1,5 м в высоту. В пространстве храма они символизировали стремление человека к богам.

Стиль Рикка отличался грандиозными конструкциями, точностью линий. За основу брали бамбуковые стебли и сосновые ветви, а прочие растительные элементы считались дополнительными. В стиле Рикка растения символизировали священную гору.

Над одним произведением работало одновременно несколько мастеров. Учились в школе Икэнобо всю жизнь, а звания мастера достигали только через 20 лет обучения. В XXI веке икебану Рикка составляют для больших религиозных светских праздников.

Нагэирэ

Простые и лаконичные композиции в высоких вазах появляются в XVI веке вместе с чайной церемонией. В простоте и натурализме стиля прослеживалось влияние школы Икенобо: высота сосуда с одним возвышающимся цветком составляла до 1,5 м.

Секулярный, светский стиль, который пришел на смену Рикка, сформировался в XVIII веке. В нем отражается традиционный принцип треугольника. Линейные формы указывают на символическое взаимодействие человека с землей и небом. Растения помещали как в низкие, так и высокие вазы.

Морибана

В 1897 году Унсин Охара основал новую школу, названную его именем. В ней выделились стили Морибана и Хейка.

В начале XIX века в Японию привозят новые цветы и растения из стран Европы. Их не использовали в традиционных школах. Под влиянием западной культуры появился новый стиль. В нем сочетался натурализм и особенности местности, естественная красота живых растений.

Для стиля Хейка берут узкие вазы, а для Морибаны – низкие плошки. Растения опирают на края вазы или на специально предусмотренные деревянные подпорки. В емкости с цветами допустимо добавлять воду. Кроме традиционных материалов появляются камни, мхи и ветви. Кензан – держатель для закрепления цветов помещают на дно плошки.

Согэцу

После двух мировых войн под влиянием европейской культуры сформировался свободный стиль и авангардная молодая школа, основанная в 1929 году художником Софу Тэсигахара. В старых школах было недопустимо использовать элементы неживой природы или искусственные материалы. Но художник и скульптор решил осовременить японское прикладное искусство. Он использует стекло, камни, металл, фарфор и даже веревки с цепями.

У мастеров XXI века на первое место выходит необычность формы, новизна и динамичность. Например, ветви должны быть изогнуты необычным и даже причудливым образом, чтобы привлечь внимание зрителя.

Материалы

Традиционные материалы – растительные элементы: распустившиеся цветки, бутоны, ветки с набухающими почками, листья, веточки хвои, плоды и сухая трава.

Вспомогательными элементы – глиняные, бронзовые, керамические сосуды, вспомогательные конструкции из стекла, металла и пластмассы, камни, минералы, песок и вода.

Для цветочной массы чаще выбирают: орхидеи, герберы, гиацинты, астры, пионы, розы, бегонии и крокусы.

Композиция создается внутренним чувством – способностью видеть и передавать красоту и гармонию растительного мира.

Как сделать икибану своими руками

Чтобы икебана выглядела единым целым, работу начинают с центра композиции. Его устанавливают перпендикулярно основе. Две другие линии располагают ассиметрично и под наклоном, в зависимости от идеи произведения. Основную линию представляет цветок, ветка лиственного или хвойного растения, декоративные элементы. Изогнутые ветви делают композицию динамичной.

Тему композиции выбирают с оглядкой на текущее время года. Цветы, древесные элементы и декор отображают состояние природы.

Ваза для цветов не должна притягивать к себе внимание яркой расцветкой, фактурой или декором. Постарайтесь найти незаметное изделие в землистых тонах.

Осенний букет

Яркие краски осенней листвы, насыщенные цвета астр, георгин, хризантем, гвоздик, зададут настроение осенней композиции.

Дополнительные элементы: корзинки из тыкв, древесные коряги, желуди, каштаны, орехи, кожура цитрусовых фруктов. Сохранить внешний вид желтых и красных листьев поможет раствор глицерина.

Закрепляют выбранный декор при помощи флористических губок, пенопласта или гипса. Замаскировать крепежный элемент поможет засыпанный сверху песок, камешки, минералы.

Зимняя сказка

Флористика холодного сезона отличается насыщенными яркими красками. Зимнее произведение приносит в дом праздничную атмосферу. Основной декор зимы: хвоя, шишки, орехи, кожура цитрусовых, гроздья калины, рябина, сушеные фрукты, гирлянды, бусы. Важные цвета: темно-зеленый, алый, насыщенный холодный синий, серебряный, золотой. За основу берут плетеные корзинки или проволочный каркас.

Весна-лето

Весенние букеты отличаются нежными бутонами, молодыми веточками с набухшими почками. Преобладают нежные свежие оттенки: пастельные тона, светло-коричневый, мятный, белый, ярко-желтый. Летние травы и цветы устанавливают в вазы с водой, используя кензон.

Образцы некоторых композиций икебаны
ojapan.ru

CATEGORIES

COMMENTS

Wordpress (0)
Disqus ( )