Икебана

икебана

Икебана – восточное искусство составления композиций из цветов. Его название в переводе на русский означает «дать цветам новую жизнь». В наше время это древнее искусство известно далеко за пределами Японии и широко используется флористами всего мира.

За многовековую историю (примерно с 6-го века) в искусстве икебаны возникло несколько стилей со своими принципами, правилами и законами: татебана, рикка, нагеирэбана, чабана, сёка и морибана.

Главный принцип стиля татебана – строго вертикальное расположение растений в вазе. Кроме того установлено было строго нечетное количество элементов в композиции и символичное сочетание трех сил (земли, неба и человека), состоящих в гармонии. Последние два правила стали законом и для всех остальных стилей икебаны.

Рикка (стоячие цветы) – стиль икебаны, отличающийся помпезностью, официозом и театральностью. Его появлению способствовало распространение буддизма в Японии. Для проведения религиозных обрядов потребовались символы и украшения. В соответствии с постулатами рикка растения, устремленные к небу, должны были олицетворять величие природы и торжество учения Будды. Для рикка характерны пышные букеты из больших ветвей в дорогих бронзовых вазах. Композиции в этом стиле украшали храмы, дворцы и богатые дома.

Чабана (чайные цветы) – стиль, появившийся в связи с распространением чайной церемонии. Композиции в этом стиле предназначены для установки в чайном павильоне. Они символизируют душевный покой.

Для чабана характерен минимализм, присущий философии дзен (большое заключается в малом). Растения должны быть простыми и выглядеть естественно. Для создания композиции достаточно всего одного вида цветов. Все растения, как живые существа, нужно поддерживать в тонусе, обеспечивая доступ воды. Посуда нужна скромная однотонная без яркого блеска.

Сёка – трехцветочный ассиметричный стиль. Он сложнее нагеирэбана, но не такой строгий как рикка.

В соответствии с сёка три ветки устанавливают в вазу таким образом, чтобы линии, соединяющие их вершины, образовали разносторонний треугольник, символизирующий гармонию во вселенной. Главная ветвь ставится в центре, а боковые – слева и справа с наклоном назад и вперед. Центральная ветвь в 1,5-3 раза выше вазы, а боковые соответственно в 1,5 и 2 раза ниже центральной. Все стебли должны выходить из одного места и на высоте 10 см от края сосуда расходиться в стороны, не касаясь при этом стенок вазы. Растения не могут переплетаться между собой и должны быть отчетливо видны в композиции.

Морибана – самый молодой стиль икебаны, вобравший в себя элементы рикки и нагеирэбаны и сформировавшийся под влиянием европейской цивилизации. Его главная особенность – использование низких плоских ваз, идеально подходящих для современного городского интерьера. Аранжировка морибана – это изображенный в миниатюре природный пейзаж. Полевые цветы и зелень для такой композиции подходят как нельзя кстати.

Икебана
www.ozelenitel-stroy.ru

Икебана: интересные идеи, варианты оформления и советы по выбору стильной икебаны (110 фото)

Икебана — древнее японское искусство аранжировки живых цветов, также построение различных цветочных композиций с другими природными материалами.

Одной из важных сторон данного искусства является удачное размещение цветочных произведений в помещениях и других местах — около памятников, на стенах жилищ либо в цветочных парках.

Простота и изящество — это главные особенности икебаны.

История возникновения цветочного искусства

Существует немало легенд, связанных с сотворением первой цветочной композиции икебана. Одна из них такова.

Однажды в стране Восходящего Солнца прошел сильный ураган с грозами и шквалами, который сломал и разрушил прекрасные японские сады и все цветы.

Буддийские монахи со слезами собрали самые красивые веточки цветочных деревьев и возложили их к статуе Будды. Монахи попросили своего великого Учителя помочь восстановить разрушенную красоту садов.

Поразительно, но спустя 2 дня опустошенные территории вновь восстановились и украсились растительностью и неповторимыми цветами.

С тех пор буддийские монахи стали регулярно делать необычные цветочные икебаны и носить их к статуе Учителя, чтобы местные сады никогда не оставались без цветов.

Со временем простые жители Японии также присоединились к сотворению необычной икебаны.

Композиции стали настоящим украшением домов, а самые необыкновенные и оригинальные букеты дарили японцы своим любимым людям.

В современном мире многие европейцы относятся к произведениям икебаны как к хобби или способу хоть немного прикоснуться к загадочному мировоззрению жителей Японии.

Но сами японцы относятся к аранжировке цветов со всей ответственностью и серьезностью. Для них это особенный ритуал, требующий времени, сил и отдачи частички души.

Чем необходимо руководствоваться при составлении композиций

Икебана — это не только собранные вместе цветы, лапы вечнозеленых растений, ветки и красивые листья. Это еще и те эмоции и чувства, которые охватывают человека в ответ на любование изящным сплетением ветвей и лепестков цветов.

В какой-то мере икебана похожа на скульптуру, в которой нет ничего лишнего. Только тогда в полную силу проявляется суть икебаны и мастерство ее создателя.

Цветочному искусству неведомы понятия необычный или простой цветок — в умелых руках скульптура цветов из самых обычных растений рождаются самые неповторимые шедевры.

Основные правила композиций икебана

Цветы в произведении должны быть расположены асимметрично.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Емкость для икебаны лучше выбирать однотонную, чтобы она яркими красками не отвлекала зрителя от главного — цветов. В то же время растение и другие используемые компоненты композиции должны сочетаться с цветом и формой выбранной вазы.

Человеку, работающими с растениями, следует общаться с ними.

По поводу количества растений нет четких правил — можно использовать как четное, так и нечетное количество материала.

При всем разнообразии используемых растений и цветов в композиции они должны иметь один общий нюанс. Если в произведении используется несколько схожих по оттенку или размеру растений, то чаще всего акцент будет утерян.

И самое главное правило икебаны из цветов — композиция должна составляться от души.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Сезонная икебана

Все составляющие икебаны должны являться хоть маленьким, но отражением природы, ее величия и красоты. По правилам искусства композиция должна соответствовать сезону, в котором она создается.

Например, осенняя икебана может состоять из такого сезонного материала, как небольшие круглые тыквы, ветки рябины или самшита, осенние цветы, шишки, кусочки сосны, можжевельник или кора деревьев.

Как сделать осеннюю икебану своими руками?

Тыква — отличная основа для создания осенней композиции. Тыкву следует подготовить к аранжировке — ровно срезать дно, затем очистить от семечек, сверху сделать небольшие дырочки для веток.

К рябиновым веткам прикрепить шишки или цветы хмеля. В плане цветов можно использовать любые варианты — сухоцвет, хризантемы, маленькие розы, побеги плюща.

Кроме того, на тыкву можно прикрепить несколько камней или декоративные кусочки цветного стекла.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

Благодаря фото сезонных композиций икебаны, можно отметить, что в них все зависит от воображения человека, ее создающего. Необходимо заранее продумать основу и форму букета и стремиться к композиционной гармонии.

Икебана является не совсем привычным для нас декором, удивляющим и завораживающим своей непредсказуемостью.

Икебана
mirrukodelija.ru

ИКЕБАНА КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ЯПОНИИ

ИКЕБАНА КУЛЬТУРНЫЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ЯПОНИИ

«Есть притча о мастере чайной церемонии Сэн-
но Рикю, сад которого славился на всю Японию
цветами повилики. Взглянуть на них решил
даже сам сёгун Тоётоми Хидэёси. Придя, одна-
ко, в назначенное утро в сад, он с удивлением
обнаружил, что все цветы срезаны. Уже на-
чавший гневаться, повелитель вошел в комнату
для чайной церемонии и тут увидел икебану из
одного единственного стебля повилики. Рикю
принес в жертву все цветы своего сада, чтобы
подчеркнуть их красоту водном, самом луч-
шем.»
Храм Роккаку-до (яп. 六角堂 ‘Rokkaku-dō’) (шестиугольный павильон), официальное название name Тёхо-дзи (яп. 頂法寺 Chōhō-ji) — буддийский храм в центральном районе Киото. Поколения руководителей школы Икенобо служили главными священниками этого храма, и храм известен как «место рождения икебаны».

История икебаны чрезвычайно увлекательна, потому что она подчеркивает важность этой формы искусства в Японии.
В шестом веке религиозная роль икебаны имела большое значение. В этот период икебана была ритуалом в буддийских храмах. Ветви и цветы указывали на твердую веру, потому что они указывали на небо. Этот факт явно обозначил эстетический и религиозный смысл икебаны в ранний период.

«В пятнадцатом веке появился новый стиль, называемый Риккой (стоящие цветы), но в наше время эта форма искусства мало практиковалась. Рикка акцентировала внимание на природе. Икебана Римпа Здесь придавалось большое значение времени и пространству; и рикка легко вписывалась в рамки менталитета Японии того времени. Эта декоративная техника была очень популярна на церемониях и была сохранена для праздничных и церемониальных целей.
Рикка — первый стиль, с которого началась история Школы Икэнобо и соответственно вся история Искусства Икэбана.
Стиль Рикка получил свое развитие из алтарной композиции Татебана, которая ставилась в Буддийских храмах в составе Мицугусоку (подсвечник, курильница, ваза с цветами). В эпоху Муромати, благодаря мастерам школы Икэнобо, Рикка становится одним из главных украшений замков и дворцов.
Икебана стиля Рикка – это хорошо сбалансированная, сложная, объемная композиция, состоящая из девяти основных элементов, олицетворяющая красоту природного ландшафта.
Традиционная Рикка – это самый сложный стиль, который опирается на строгие законы и схемы, в котором каждый элемент должен быть выполнен из определенного материала, соответствовать сезону и располагаться в конкретном месте композиции.
Икебана резко изменилась в пятнадцатом веке из-за новшеств Асикага Ёсимаса (1436—1490). Правил в 1449—1474 гг. как восьмой сёгун Асикага. Ёсимаса покровительствовал искусствам и другим культурным мероприятиям Он произвел революцию в искусстве икебаны. Это относится к его любви к простоте. В новых домах появилась область, называемая токонома.

«Токонома (яп. 床の間) — альков или ниша в стене традиционного японского жилища, является одной из 4 основных составляющих элементов главного помещения японского аристократического дома.» Она стала важной. Причина этого заключается в том, что область токонома была областью для размещения цветочных композиций и произведений искусства, которая создала бы приятную атмосферу.
В то же время правила икебаны стали более умеренными и не столь жесткими. Поэтому икебана стала более эгалитарной, теперь люди всех классов могли создавать и видеть икебану .
В следующем столетии (17) произошла еще одна перемена в цветочной композиции в Японии, когда был введен более простой стиль. Этот стиль называется Икэбана стиля Нагэирэ (непреднамеренно, непринужденно поставленные цветы) и стал частью чайной церемонии. Как и название, цветы были устроены без каких-либо ограничений, и внешний вид естественен. Ча-бана (чайные цветы) также является еще одним названием этой концепции из-за ассоциации с японской чайной церемонией.

Школа Охара основана в 1897 году привнесла в икебану новый стиль — морибана. Отличие стиля морибаны — растение устанавливаются на плоских низких вазах с использованием металлических наколок (кензанах). Этот стиль был Создан Уншин Охара. это икебана, где материалы расположены так, как будто они складываются в плоские контейнеры с широкой поверхностью воды. Он включает в себя цветовую схему морибаны, которая выражает красоту цвета, и пейзаж Морибана, в котором представлена красота природных пейзажей.
Современная икебана применяется с 1930-х годов и далее, и этот стиль известен под именем zen’ei ikebana . В отличие от более классического стиля эта форма более выразительна и основана на влиянии новых образцов мысли, поступающих в Японию. Многие изменения икебаны также можно рассматривать по причинам, связанным с выполнением этой художественной формы, потому что в прошлом, наряду с чайной церемонией и каллиграфией, все три формы искусства были связаны с гендерными ролями и подготовкой японских женщин к будущему браку. Конечно, в современный период икебана по-прежнему остается традиционной формой искусства в Японии. Однако она соединяется с современным мышлением, и люди изучают эту форму искусства по многим причинам.

Конструктивную основу первых икебан составляли две основные ветки, символизирующие свети и тьму, противостояние земли и неба, инь (陰, ин) и ян (陽, ё:). Затем был добавлен и третий элемент, символизирующий человека. Для храмовых цветочных подношений, получивших название кугэ (供 花), использовали бутоны, цветы и листья лотоса, священного цветка в буддизме. Сначала растения помещали в корзинки и невысокие сосуды. Позднее стали использовать китайские бронзовые парные вазы, которые ставились по краям алтаря.

В X веке в храмах, помимо лотосов, появились и другие цветы, но сохранялась строгая регламентация формы, которую составляли три основных элемента, символизирующие Небо, Человека и Землю. Были определены и пропорции — высота главного элемента (Неба) составляла полторы высоты вазы, а два меньших элемента симметрично ставились по бокам. Появилась композиция из курильницы в центре, подсвечника со свечой и вазы с цветами по бокам, получившая название мицугусоку ( 三 три элемента.
В эпоху Хэйан (710-794) в придворной среде стали популярны цветочные соревнования, хана-авасэ (花合(わ)せ). Для них выбирали самые красивые и необычные цветы, травы, ветки деревьев, которые становились затем темами для поэтического состязания. Эти элегантные развлечения позже дали начало танабата хана-авасэ (七夕花合わせ)- состязаниям в составлении цветочных композиций вовремя фестиваля Танабата, которые проводились с конца XIII в. до конца XVI в. Эти композиции стали выставляться в храмах и святилищах для показа широкой публике.

Добавить комментарий Отменить ответ

Икебана
turisheva.ru

Икебана своими руками: оригинальное украшение для дома (40 фото)

Искусство создания икебаны зародилось в Японии и стало традиционным направлением в каждом доме. Дословный перевод означает «вторая жизнь», то есть возрождение цветка или растения в неповторимых композициях. Японская философия воспринимает срезанный бутон как разрушение живого и красивого.

В наше время восточную культуру можно встретить в элементах декора европейских домов и ресторанов.

Традиционные правила создания икебаны в Восточных странах

Красота и изысканность живой природы

Икебана является неотъемлемой частью интерьера японских домов, которую обязательно выполняет хозяйка очага. Составление дизайнерских шедевров опирается на философские принципы страны, поэтому готовые букеты занимают почетные места в помещении.

Это не просто помещение цветов в вазы или кашпо. Это каноны, сливающие человека и живую природу воедино.

К составлению икебаны относятся очень ответственно и трепетно, пользуясь следующими древними канонами:

  • духовная целостность. При формировании букетов хранится абсолютное молчание. Это необходимо для того, чтобы полностью погрузиться в себя и научиться оценивать красоту окружающего мира;
  • подход. В японской культуре икебана – не просто набор полевых цветов и веток. В составлении украшения уделяется особое внимание каждому цветочку и листку. При этом соблюдают основные правила декорирования. В основе художественной идеи каждой композиции лежит комбинирование оттенков и размеров.

С приходом модернизма икебана стала популярной в дизайнерских проектах. Она прекрасно дополняет интерьер, делая его изысканным и неповторимым. Однако совсем не обязательно быть профессионалом, чтобы создать декоративное украшение: зная стили и методы, можно выполнить икебаны

Виды стилей

Многовековое изучение и создание икебаны разделилось на несколько направлений, которые стали применятся среди современных флористов. Такой букет может стать декоративным элементом для комнаты или идеальным подарком для близкого человека.

Рикка (стоячие цветы)

В этом стиле приветствуется помпезность и театральность, прославление буддизма. Проведение религиозных обрядов требовало множества украшений и постулатов, которые олицетворяли величие живой природы.

Для этого направления характерны пышные букеты с высокими ветвями в больших вазонах. Такими композициями украшали дома великих правителей и храмы.

Стиль сека заключается в оформлении букета из трех цветов. Ветви располагают в вазе так, чтобы их вершина образовала разносторонний треугольник, который трактуется философией как обозначение гармонии.

Нагеирэ (цветы, брошенные в воду)

Романтический дуэт орхидей

Этот стиль подразумевает природное расположение цветов в вазе, стебли которого располагаются на краях сосуда. Здесь уже отступает строгий постулат сека, что постепенно и начало вытеснять его.

Букеты нагеирэ могли быть вертикальными, свисающими, настольными, напольными и настенными. Этим объясняется их популярность у японцев.

Морибана

Это сочетание нескольких стилей, характеризующее цветы, вросшие в высокие вазоны. Для составления композиций применяются квадратные, круглые и прямоугольные вазы.

Основной акцент при составлении букетов ставится на размер, количество растений, красоту линий и разнообразие расцветок.

Дзиюка

Современное направление, для которого характерна творческая свобода. Здесь автор может сам подбирать и сочетать фон, материалы и расцветку. Композиция в этом стиле допускает использование природного камня, живых и искусственных цветов и растений.

Именно это решение стало популярно в оформлении интерьера домов и ресторанов.

Простейшая икебана поэтапно

Прежде чем приступать к созданию икебаны, следует определиться с местом, где она будет располагаться, цветовой палитрой и растениями. Чтобы сделать неповторимый шедевр своими руками, нужно правильно подготовить материалы и рабочее место. И уже через некоторое время можно будет порадовать близких людей изысканным подарком или придать комнате уют и красоту.

Для оформления красочной икебаны за несколько минут понадобятся следующие элементы:

  • бамбуковые ветки;
  • орхидея белого цвета (несколько веточек);
  • узкая прозрачная ваза;
  • разноцветные орбизы;
  • садовые ножницы.

Пошаговое создание идеального букета:

  1. В прозрачную емкость поместить шарики (орбизы) и залить водой для набухания.
  2. В центр вазы поместить ветви орхидеи.
  3. Далее по краям расположить бамбуковые ветки. Они должны быть на 15 см ниже орхидеи.

Такая композиция лаконично вольется в любой интерьер или станет незабываемым подарком. Каждый букет должен соответствовать тематике мероприятия или убранству дома.

Осеняя икебана своими руками

Красота осенней симфонии

Осень богата дарами природы. Для составления красивой и неповторимой композиции можно выйти в лес или поле, найти необходимые растения, ветки, камни.

Для сентябрьского мотива понадобятся:

  • клеевой пистолет;
  • ягоды рябины;
  • колоски пшеницы (перед применением их можно высушить в темном месте);
  • ветки тинг-тинг;
  • цветы хризантемы;
  • плетёная корзина.

Принцип составления букета:

  1. В корзину помещается поролоновая основа, к которой будут крепиться растения и ветви.
  2. Клеевым пистолетом обклеиваются края корзины пшеничными колосками.
  3. В центр емкости укладываются хризантемы и веточка тинг-тинг, ниже уровня цветов располагают пшеницу.
  4. Между колосками и хризантемами закрепляются рябиновые плоды. Они должны выходить за пределы корзины.

Такой осенний рисунок прекрасно вольется в интерьер кухни или прихожей.
Можно создать композиции из сухих цветов, и икебана будет радовать своей красотой долгое время. Чаще всего для декорирования букета используют сухоцветы из растений, которые не теряют своей первозданной формы.

Новогодняя и зимняя икебана своими руками

Преддверие новогодних праздников – ответственное время. Хочется порадовать близких необычными подарками и создать атмосферу волшебства и таинственности. В этом случае новогодняя икебана станет верным решением.

Для оформления зимней композиции понадобятся:

  • ветки ели и сосны;
  • шишки;
  • роза (5 бутонов);
  • рябиновые ветки;
  • елочные украшения;
  • декоративный искусственный снег;
  • свеча красного цвета;
  • клеевой пистолет;
  • картон и ножницы.

Порядок оформления новогодней икебаны:

  1. Вырезать круглую форму. Она будет служить основой для композиции.
  2. В центр устанавливается свеча.
  3. Вокруг свечки раскладываются еловые и сосновые ветки, попеременно чередуясь.
  4. На хвойную основу помещают шишки, небольшие елочные шары и рябину.
  5. На последнем этапе наносят клей на веточки, шишки, ягоды и посыпают их снегом.

Получается идеальное украшение торжественного стола, которое будет поддерживать праздничное настроение.

Вариаций новогодних икебан большое количество. Они могут быть выполнены в виде декорации на входные и межкомнатные двери или в качестве подарочных букетов и поделок.

Летняя икебана – лучший подарок

Лето – пора, когда в окружении растет множество красивых цветов, из которых можно создавать нежные и красивые композиции для родных и близких. Для этого понадобятся:

  • кашпо любой формы;
  • флористическая губка;
  • нож;
  • декоративная лента;
  • цветы (ромашки, эустомы, солидаго, писташ).

Порядок оформления летней поделки:

  1. Замочить флористическую губку в воде и обрезать так, чтобы она вошла в кашпо.
  2. Далее в оазис помещаются ромашки и эустомы. Следует обратить внимание, что в основании букета сразу закрепляют крупные цветы.
  3. Между ромашками и эустомами помещаются солидаго и писташ. Они придадут композиции пышность и яркость.
  4. Ваза декорируется лентой нежного цвета.

Составление букетов и их наполняемость зависит от фантазии автора. Чем больше используется наименований цветов, тем интереснее он будет.

Весенняя икебана – праздник души

После холодной и хмурой зимы хочется наполнить дом яркими красками и ароматами. Именно весной можно составить букет, который будет радовать всю семью. Для этого понадобятся:

  • ваза (она может быть стеклянная или керамическая);
  • лента;
  • веточка сакуры;
  • весенние цветы (тюльпаны, нарциссы, декоративные гвоздики).

Порядок составления композиции:

  1. В основу букета будет входить сакура. Она должна быть расположена так, чтобы поделка в конце приобрела вид равностороннего треугольника.
  2. Далее окружаем основу гвоздиками.
  3. Оформляем нарциссами и тюльпанами. Цветы должны чередоваться между собой.
  4. Готовую композицию нужно закрепить лентой и поместить в вазу с водой. Можно на дно положить ракушки или натуральные камни.

Поделки из живых цветов можно дополнять декоративными элементами.

Икебана в современном дизайне и стилистике интерьера

Композиция из растений в любом интерьере создаст ощущение уюта и гармонии. Неординарные вазоны, плетеные корзины в сочетании с красиво составленным букетом позволяют почувствовать единение с природой. Поэтому в современном дизайне начали соединять восточный стиль с модерном и классикой.

Икебана
cozyblog.ru

Искусство икебана в закладки 3

Японский букет – это особая техника и идея создания

Икебаной, созданной своим руками, можно вполне и вполне удачно украсить любой дом. Она дарит особые ощущения тепла и уюта. На то, чтобы сделать ее, не нужно много средств, материалов и времени – необходимы фантазия и креатив! Приступим!

Оригинальное украшение обеденного стола в столовой

Знакомство с древним искусством

Если перевести слово «икебана» с языка оригинала, то оно будет означать примерно «японское искусство аранжировки цветов». Но для ее создания используются не только живые цветы, а и любые сподручные растения, в том числе высушенные.

Стильный декор для любого интерьера

Красивая композиция в японском стиле

Факт! Японский букет в рассматриваемом стиле – это не обязательно традиционный, каким его представляют у нас. Главное – чтобы он нес некую смысловую нагрузку, говорил об определенном пожелании того, кто его составил.

Существуют даже заповеди по созданию такой композиции, на которые опираются все мастера. Перед началом творения их полезно узнать.

• Красивые цветы – не гарантия красивого результата. Он будет таким, только если разместить элементы букета правильно в отношении друг друга.

• Икебана, выполненная по правилам, соответствует сезону и случаю, для которого она создается.

• Великую природу можно отобразить даже в единственном цветке или ветви.

• Не нужно бояться результатов творения перед началом работы.

• Для того чтобы результат порадовал, к началу работы нужно подходить внимательно, в полном спокойствии, в хорошем настроении.

• Количество цветов и веток не имеет значения, не придается значение их четному или нечетному числу.

Заповедей на самом деле очень много, они в большей мере касаются работы с материалами, самой композицией, вазами, основаниями для икебаны.

Композиция в японской технике в интерьере

Правила

Есть также определенные правила создания икебаны. Среди ключевых такие:

Выделение центрального элемента. В данном искусстве особую роль в каждой композиции отводят одному-единственному цветку, листку, ветви.

Динамика. Для ее поучения используется один хитрый прием – элементы располагаются под определенным углом к поверхности, вазе, друг другу. Для икебаны следует выбирать ветки и цветы изогнутые – так, по мнению японцев, созданное творение наполняется эмоциями.

Асимметрия. Не нужно стараться все сделать вычурно, как в наших классических букетах. В данном случае все символизирует человека, небо, землю. И это объединяется в едином целом – икебане.

Создание яркой композиции

Икебана
sovet.boltai.com

Искусство икебаны

Интересно, что когда Япония приняла буддизм, обряд никуда не исчез. Он трансформировался в подношения цветов Будде. Проводить такой процесс должны были монахи мужчины. Тогда же искусство икебана начало формироваться в том виде, в котором оно дошло до наших дней.

Вы также можете попробовать сделать икебану своими руками и подарить её близкому человеку. Или же выберите более традиционный вариант — недорогие букеты кустовых роз .

Становление искусства икебаны

Первая школа икебаны под названием Икэнобо была открыта в 15 веке в городе Киото. Ее основателем стал Икэнобо Сэнкэй.

Первым стилем этой школы стал рикка, который был создан для прославления Будды. Стиль отличался размахом (композиции имели высоту более полутора метров) и идеальной точностью геометрических линий. Неудивительно, что основой для него служили бамбук и сосна, а остальные растения органично их дополняли.

На то, чтобы выполнить одну композицию, требовалось огромное количество сил и времени. Занимались этим всего несколько мастеров, пока об икебане не узнали сначала правящая элита, а потом и простой народ. Так популярность искусства начала стремительно расти.

Дальнейшее развитие

Несмотря на то, что стилю рикка обучалось все больше людей, он продолжал оставаться тяжелым и энергозатратым. В связи с этим в начале 18-го века был разработан стиль под названием сёка. Тремя его центральными элементами стали: Человек, Земля и Вселенная.

Сёка хорош тем, что такие композиции можно ставить не только в высоких, но и в низких вазах. На первых этапах развития стиля в нем и вовсе было принято использовать всего одно растения (травы или деревья). Уже потом, по мере развития, мастера стали сочетать между собой разные дары растительного мира.

Влияние Запада

19 век охарактеризовался началом торговых отношений с Европой и США. В итоге, в Японии появилось множество товаров, о котор ых здесь никогда не знали. Все это повлекло за собой изменения в разных сферах жизни, в том числе и в искусстве икебана.

Завезённые с Запада цветы и растения изначально не допускалось использовать при создании композиций. Но человек по имени Унсин Охара выступил новатором и разработал еще один новый стиль. Речь идет о морибана – разновидности икебана, характеризующейся использованием низких горшков-плошек, нетипичных для Страны восходящего солнца цветов и даже воды (она играет роль дополнительного художественного элемента).

В дальнейшем Охара решил не ограничиваться низким вазами и создал дополнительный подвид своего стиля – хайку. Это все тот же морибана, только в сосудах другой формы.

Современность

Разительные изменения ожидали искусство икебана в конце 30-х годов прошлого столетия. Именно в это время Софу Тэсигахара основал школу Согэцу.

Ранее Тэсигахара, как и его отец, был последователем идей школы Икэнобо. Но он решил пойти дальше и решился на самостоятельное творчество. Более того, совместно с другим мастерами он принимает декларацию «Новой икебаны». Этот документ, по сути, снял с искусства оковы, мешавшие ему развиваться. Пропала необходимость соблюдать строгие и местами устаревшие формы и правила.

Софу Тэсигахара стал использовать в процессе создания композиций не только живые, но и сухие растения, а также металлы, камни, веревки и другие материалы. Его последователи продолжили эту линию, и сейчас школой Согэцу управляет Аканэ Тэсигахара – его дочь.

Икебана
viewout.ru

Это японское слово икебана

Слово икебана пришло из японского языка и завоевало весь мир совсем недавно, в 50-60-е годы XX в.

Икеба;на или икэбана ( буквально «живые цветы») — традиционное японское искусство аранжировки; создание композиций из срезанных цветов, побегов в специальных сосудах и размещение их в интерьере.

В основу икебаны положен принцип изысканной простоты, достигаемый выявлением естественной красоты материала.

«Об искусстве Икебана обычно думают как о копировании естественных форм растений, как они растут в полях и горах. Однако икебана не является ни копией, ни миниатюрой. В икебана мы аранжируем одну маленькую ветку и один цветок в безграничном космическом пространстве и бесконечном времени, и эта работа вмещает всю душу человека. В этот момент единственный цветок в нашем сознании символизирует вечную жизнь.» Икэнобо Сэнкэй. «Истинная утонченность».

Это самые известные слова создателя стиля икебана Икэнобо- священнослужителя буддийского храма Роккакудо в городе Киото, жившего ещё в XV веке.

Икебана первоначально имела религиозную направленность и являлась всего навсего, подношением богам в японских храмах.
Япония, с тех пор- это страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции считаются неотъемлемой частью культуры.

Много веков назад буддийские монахи научились оживлять цветы, создавая из них и прочих природных материалов удивительные композиции.

Однажды, после особенно жестокой грозы, уничтожившей много цветущих садов, монахи воззвали к милосердию Будды, возложив к подножию его статуи сломанные цветы и ветки деревьев.

Монахи умоляли Будду воскресить то, что уничтожила непогода.

Увидев мёртвые растения, Будда, пожалев несчастных людей, совершил чудо.

И вскоре сады оправились от разрушений, деревья вновь стали плодоносить, и на них распустились цветы.

С тех пор в буддистских храмах стали специально устанавливать эффектные асимметричные композиции, которые получили название икебана, что переводится как «оживление цветов».

Икебана — это национальное японское искусство составления композиций из цветов, также известное как «kado» («путь цветов»).

В отличие от обилия цветов, типичных для композиций западных стран, японская композиция цветов базируется на линиях прутов и (или) листьев, украшенных небольшим количеством цветов.

Контейнер — также является ключевым элементом композиции.

Структура японской цветочной композиции базируется на разностороннем треугольнике, очерченном тремя главными точками, обычно прутьями, в некоторых школах символизирующих небеса, землю и человека.

Икебана достигла статуса художественной формы, независимой от ее религиозного происхождения, хотя и продолжала сохранять сильный символический и философский подтекст.

Философский смысл икебаны- это обращение живых через мёртвые растения к душам своих предков, некое подношение, с целью их умилостивить и попросить о помощи.

Надо понимать, что для Японии культ поклонения предков — это не просто традиция, это неотъемлимая часть древней культуры, которую в силу своей исторической обособленности от остального мира, японцы впитывают буквально с молоком матери.

Первые преподаватели и студенты были священниками и благородными членами общества. Однако, поскольку то время прошло, много различных школ возникло на основе старой, изменились стили, и Икебана стала реальной для всех представителей японского общества.

Зарождение искусства Икебаны может быть отнесено ещё к VI в., к приходу Буддизма в Японию. Часть поклонения предполагало возложение цветов на алтарь в честь Будды.

В Индии, в стране зарождения Буддизма, цветы возлагались на алтарь не регулярно, а иногда только лепестки рассыпались вокруг.

В средневековой Японии к X в., японские буддийские монахи уже возлагали свои подношения в контейнеры. Возложения подношения на алтарь были обязанностью только священников данного храма.

Происхождение Икебаны: Икенобо Сенкеи создал стиль «рикка» (постоянные цветы).

Этот стиль был развит как выражение буддистами красоты природы, с семью отделениями, представляющими холмы, водопады, долины и другие виды природы, расположенные формализованным способом.

Среди священников и аристократов этот стиль становился все более утонченным до конца XVII века, в то время как растущий класс торговцев развил более простой стиль, названный «seika» или «shoka».

«Шока» использует только три главных отделения, известных как тен(небеса), чи (земля) и дзин (человек) и предназначен для того, чтобы показать красоту растения непосредственно.

Другая старая форма икебаны –«nageire» — используется только в чайной церемонии.

Первая из современных школ была сформирована, когда Охара Неголень и откололась от школы Икенобо в конце XIX века.

Школа Охара обычно делает «moribana» (сложенные сверху цветы) в мелком, плоском контейнере.

Школа была открыта, когда западная культура начала влиять на Японию, и стиль морибана часто использовал западные растения. Но это был все еще формальный стиль.

Влияние художественных движений начала XX в. привело к развитию композиций «jiyuka». Несмотря на все изменения, икебана была все еще только искусством для высших сословий и монахов, простой народ не имел доступа к данному виду искусства.

В 1930-х годах и затем больше в послевоенный период, интерес к икебане стал намного более широко распространенным. Открывались школы икебаны, которые привлекали людей всех социальных классов. В течение занятий, многие жены американских служащих, жившие в Японии, подняли это старинное искуство на новый уровень и позже помогли ему распространиться за границу.

Во главе с Тешигахарой Софуой, основателем в 1927 году школы «Sogetsu», дзэн-эйбана или авангардная икебана ввела все виды новых материалов, типа пластмассы и стали.

Сегодня, существует приблизительно 3 000 школ икебаны в Японии и более тысячи во всем мире.

Школа Икенобо имеет приблизительно 60 000 преподавателей во всем мире. Икебаной занимаются примерно до 15 миллионов человек в Японии, главным образом молодые женщины.

По прошествии времени Икебана стала основной эмблемой традиционных фестивалей, и международные выставки Икебаны стали периодически проводиться во всем мире. Были написаны правила, и материалы должны были быть объединены определенными способами.

Икебана в современном интерьере:

В интерьере икебана создаст атмосферу Востока, подарит умиротворение и покой.

Икебана- это не только сочетание японской философии и эстетики: оригинальные композиции из цветов могут быть и просто очень красивым дополнением к интерьеру и придадут ему уникальность и неповторимость.

Икебану можно составлять как из живых цветов, так и из сухоцветов, корней и веток.

В японских интерьерах сегодня более популярны композиции из сухих цветов. Большинство растений и в “сухом виде” выделяют фитонциды и антисептические вещества, благотворно влияя на микроклимат в вашем доме или офисе, это антисептики и ароматизаторы.

В настоящее время можно встретить большое количество цветочных салонов и студий, предлагающих икебаны.

Понравившийся букет вы можете выбрать по каталогу, и получить с доставкой на дом. Любители цветочных украшений могут составить икебану сами.

Главное правило здесь – простота и изящность. Необходимые материалы – вазу, цветы (ветки и листья), а также специальную подставку “кендзан”, в которой фиксируются растения, можно приобрести, практически, в любом цветочном магазине.

Важно помнить, что сухим цветам нужна забота ничуть не меньше чем живым. При правильном уходе композиция будет сохранять парадный вид долгие годы.

Икебана из сухоцветов требовательна к влажности помещения и ее лучше не располагать на солнце. Если влажность воздуха менее 40%, то сухие цветы становятся слишком хрупкими. Икебану ни в коем случае нельзя ставить на батарею или подоконник.

Пыль с икебаны осторожно стряхивают перьевым веничком, а также сдувают феном со слабым напором холодного воздуха.

Японское искусство составления икебан предполагает наличие высокого эстетического вкуса у автора, оригинальный взгляд на вещи, умение сочетать фактуры, длину и виды разных цветов.

И, конечно же, главным правилом составления икебаны является то, что она должна рождать в душе чувство красоты и гармонии.

Классическая школа икебаны предполагает, что композиция включает в себя три ветви, хотя в некоторых случаях допускается наличие даже девяти веточек.

Каждая ветка символизирует собой небо, землю и человека.

Композиции из веток принято разбавлять травами и небольшими по величине цветами. Совсем необязательно для создания икебаны отдавать предпочтение экзотическим цветам. Чаще всего используются розы и хризантемы,и лишь иногда орхидеи.

Достаточно добиться такого эффекта, чтобы растения гармонично сочетались друг с другом и отражали собой то, что хотел сказать автор, создавая такую флористическую работу.

Главным принципом икебаны является то, что мастер должен отбросить все ненужное и лишнее, что может нарушить естественную красоту и пропорции живых растений, и сконцентрировать внимание на красоте цветов.

При создании икебаны обратите внимание и на выбор подставки или вазы, они также должны идеально соответствовать настроению и характеру самой композиции, не загромождать красоту цветов и растений, а, наоборот, подчеркивать ее. Умеренность во всём и простота!

Как видите, жестких и строгих требований к составлению икебаны нет. Однако не всякий букет живых цветов можно отнести к этой категории.

Один из лозунгов классических японских икебан: «Умеренность во всём, без излишеств. Отсеки всё лишнее и получиться красота».

proza.ru
CATEGORIES

COMMENTS

Wordpress (0)
Disqus ( )