Главная наклонная форма икебаны

Изготовление икебаны

Понятие и общая характеристика икебаны, история и основные этапы ее развития, значение в восточной культуре. Материалы для создания композиции, принципы их отбора. Разработка проекта и техника исполнения. Икебана из природных и искусственных материалов.

Изготовление икебаны

Актуальность настоящей работы обусловлена тем, что искусство икебаны является одним из самых популярных в Японии и считается символом воплощения высокого художественного вкуса, признанного во всем мире.

Икебана — японское искусство оформления букета. Слово «икебана» означает «живые цветы». Другое японское слово для того же понятия — kadф («путь цветов»). Зарождение искусства икебаны тесно связано с буддизмом в Японии, где уже в VI веке буддийские монахи совершали ритуальные приношения цветов на алтарь.

Постепенно икебана развилась в отдельную школу. Во время обучения учитель соблюдает полное молчание, а ученики должны полностью сосредоточиться на процессе составления букета, который является своеобразной медитацией. Ученик должен суметь слиться с духом цветов, чтобы полностью выразить себя посредством букета. Основное правило, сопровождающее аранжировку букета, заключается в следующем: кто говорит, тот не знает; кто знает, тот не говорит. Составные части букета образуют собой символы, а их расположение указывает на жизнь и движение. Основные символы икебаны: небо, земля, человек.

В наши дни икебана стала традиционным японским искусством, таким как чайная церемония и каллиграфия. Каждая японка при подготовке к свадьбе должна была обучиться искусству оформления икебаны. В Японии икебана имеет такое же большое значение в дизайне интерьера, как картины, статуэтки и другие произведения искусства. С помощью икебаны создается невидимая, воистину мистическая связь между внутренней частью дома и природой за его пределами.

Икебана — это ассиметричный букет. В его состав входят не только цветы, но и маленькие веточки. Это могут быть ветки абсолютно высохшие, с почками, с окрашенными листочками, с цветами. Также букет могут составлять стебли трав, листья деревьев и растений. Ваза или сосуд — также часть оформления икебаны. Ёмкость может быть низкой и наполненной камушками. Еще один наиважнейший компонент икебаны — пустота.

Цель работы: Создать икебану, посвящённую началу весны

1. изучить историю появления икебаны;

2. изучить основные виды и материалы для создания композиций;

3. разработать эскизы будущей композиции.

1. Исторические сведенья

икебана композиция культура

В переводе с японского языка слово «икебана» означает «жизнь в цветах» или «живые цветы» («ике» — жизнь, «бана» — цветы). Однако не правы те, кто утверждает, будто происхождение искусства формирования букетов берет свое начало в Стране восходящего солнца. На самом деле исторической родиной икебаны является Индия: здесь традиция возложения на алтарь в храмах цветущих растений олицетворяла собой преклонение простых смертных перед лицом Высшей справедливости. После национальный обряд переняли жители Поднебесной, а приблизительно в VI веке искусство составления композиций из цветов попало на японскую землю вместе с буддизмом. Только спустя четыре столетия икебана пробрела современные черты, но продолжала носить чисто религиозный характер. Букеты вышли за пределы священных зданий лишь в XV веке. С этого момента создание цветочных композиций превратилось в светское занятие. Правда, пока икебана была прерогативой исключительно богатых слоев населения.

Надо отметить, что цветочное искусство не стояло на месте, подвергаясь непрерывной коррекции в сторону упрощения. Большую роль в этом процессе сыграл правитель Йошимаза. Кстати, именно он открыл доступ к традиционному занятию обычным людям. Сегодня икебана продолжает наполнять жизнь японцев особым смыслом. Нынешняя эпоха накладывает свой отпечаток на стиль цветочных композиций: классическая безмятежность постепенно уходит в прошлое, уступая место динамичным, более эмоциональным формам. Но, как и прежде японские букеты не являются предметами декора — это отражение философского взгляда на мир.

Россия познакомилась с цветочным искусством в 1968 году, во времена СССР. Конечно, у нас такой популярностью, как в Стране восходящего солнца, составление композиций из цветов не пользуется, но все же, находятся любители, с удовольствием вкладывающие в создание букетов душу.

2. Определение данного вида искусства

Икебана — японское традиционное искусство аранжировки срезанных цветов в вазах. Икебана, если перевести на русский язык, обозначает «Жизнь цветов» (Ике — «жизнь», Бана — «цветы»). В наше время икебана прочно вошла в направление фитодизайн. Прошло то время, когда икебаной занимались лишь избранные мастера Востока. Сегодня икебана доступна всем и даже используется в качестве одного из направлений фитодизайна офиса.

Для того, чтобы получить удивительный дизайнерский элемент, коим являются растения в вазе, необходимо уяснить некоторые принципы. Классическая икебана представляет собой живую конструкцию ассиметричной треугольной формы, то есть состоит из трех элементов. Первый, «син», самая длинная сторона фигуры — является воплощением небесного начала. Следующий компонент «хикае», самая короткая сторона — означает землю, место обитания рода человеческого. И, наконец, последняя составляющая букета «соэ», средняя его часть олицетворяет человека, живущего на земле под небом. Совокупность перечисленных элементов — не что иное, как остов икебаны.

Но на этом создание композиции не заканчивается, ведь между основными ветками нужно еще поместить дополнительные растения — дзюси. Форма букета может быть либо наклонной, либо прямостоячей. Залог успеха икебаны — правильно подобранная главная ветка, а также максимальная изогнутость цветочной композиции.

3. Материалы для создания композиции

Немаловажным в создании букетов и композиций является правильный выбор дополнительных компонентов. Конечно, основную эстетическую функцию икебаны выполняют цветы разнообразных размеров, форм и оттенков. Но именно инородные включения превращают обыденный букет в маленький шедевр.

Кроме того, часто возникает надобность как-то скрыть, замаскировать вспомогательные конструкции букета: разнообразные крепления, соединения, каркасы. И в этом случае вам помогут дополнительные материалы, как природные, так и искусственные.

И наконец, именно аксессуары способны расставить акценты в икебане, создать необходимое настроение, выразить характер композиции и максимально приблизить ее к интерьеру.

Все дополнительные материалы можно условно разделить на две большие подгруппы: природные и искусственные. К природным относятся различные минералы и их производные: песок, камни, керамика, а также растительные компоненты: коряжки, ракушки, мох, веточки и т.д.

Искусственные аксессуары включают в себя все те украшения, имеющие фабричное происхождение или же сделанные вами из пластика, ткани, стекла, целлофана и т.д.

4. Изготовление композиций

Чтобы правильно воспринять икебану и понять ее, необходимо знать основные законы этого искусства. Такие составляющие икебаны, как цвет, форма и пространственная структура, способствуют восприятию ее в качестве единого целого.

Конструирование икебаны, как и иероглифа, основано на сочетании элементов, каждый из которых несет определенный смысл. Основой построения икебаны и показателем ее стиля служат форма и характер выбранного сосуда. Конкретную объемную композицию призван образовывать растительный материал главный конструктивный элемент икебаны. Он включает в себя ветки, цветы, травы. Японцы считают все элементы икебаны активными и обладающими жизненной силой, что также является одним из ее признаков. Большую роль играет правильное расположение элементов икебаны, что позволяет более полно выразить жизненную силу растения. Главная ветвь является как бы продолжением вазы и играет роль ствола, питающего живительной силой каждый элемент композиции; почти горизонтальные ветки олицетворяют гармонию противостоящих сил, равновесие; воплощают жизнь растения живые соки, идущие по ветвям и по стволу.

Основу икебаны составляет композиция линий. Японцы любят чистоту линий, их изящество и выразительность и часто используют в композициях ветки с бутонами. Надо отметить, что характерной особенностью икебаны является асимметрия. Элементы, составляющие такую композицию, имеют разную высоту и устанавливаются под разными углами. Отличает икебану трехмерность, поэтому в композиции в основном используют три линии. Эти линии символизируют взаимоотношения человека, неба и земли и располагаются по принципу трех плоскостей: одна линия А символ неба, руководящее начало (син), другая линия В человек (соэ) и третья линия С символ земли (хикаэ). Главные элементы букетасин, соэ и хикаэ составляют его скелет. Эти линии могут быть ветками или цветами.

Если мысленно провести линию, соединяющую верхушки растений, получится разносторонний треугольник, именно он и лежит в основе асимметричной гармонии любой икебаны, а сама композиция состоит из нечетного числа цветов. Японские мастера по этому поводу говорят: Только асимметрия и нечетность основы красивого. Поэтому икебана не бывает круглой, а ее элементы никогда не могут быть равны по высоте и располагаться симметрично (приложение рис. 10).

В японской аранжировке часто используются ветки хвойных пород с четким графическим силуэтом. Если берутся ветки лиственных пород, то они должны быть, как правило, без листьев или с распустившимися почками.

Кроме основных линий, в композиции могут участвовать вспомогательные элементы, которые называют помощниками (дзюси). Японцы называют это мясом букета.

Задачей помощников является усиление впечатления от основных ветвей композиции, и отбираются они в основном из того же материала, что и сама веткахозяин. Иногда количество ветокпомощников не ограничивается, и они могут быть поставлены к любой основной ветке.

Оптическая связь концов основных ветвей всегда создает треугольник с неравными углами. Длина трех ветвей строго определена. Основная самая высокая ветвь, а, отображающая небо, имеет длину, составляющую полторы суммы диаметра и высоты вазы, не считая той части, которая в вазу погружена. Высота ветки или цветка, отображающего человека, равна 3/4 высоты основной ветви (неба), а высота самого низкого растения с, отображающего землю, равна 3/4 высоты стебля среднего растения, следующего за самым высоким (приложение рис. 11).

От расположения растений в композиции под различными углами создается тем самым ее объемность. Самую высокую ветвь или стебель ставят по центру с наклоном по вертикали на 10 150 влево и немного вперед, второй, который пониже, левее первого с наклоном 40 450 и с еще большим наклоном вперед, третий, самый короткий, отклоняют вправо по вертикали на 60 750. Эта четкая расстановка стеблей строго рассчитана и является правилом икебаны, которое создает гармоничное единство элементов в композиции (приложение рис. 12).

Важнейшим элементом икебаны является небо, от его направления и динамики зависит эффект всей композиции. Опорой для неба служит человек, он должен соответствовать небу по форме и направленности. Земля уравновешивает композицию, если она односторонняя, потому что ее ветка противоположна двум другим. Для дополнения такой композиции используют вспомогательные ветки и цветы. Основу эффекта икебаны составляет сочетание линий и красок, поэтому основную роль вместе с выбором линий играет подбор цветов, контрастирующих с ними по окраске и форме. Существует правило, что к белым цветам и веткам с белыми цветками ставятся красные цветы, а к красным цветам растения зеленой или светлой окраски. Далее мы приведем все правила, которые желательно знать, чтобы овладеть искусством составления икебаны. Некоторые из них уже упоминались на страницах этой книги, и это не случайно ведь немало приемов и хитростей, применяемых в аранжировке цветов, взято у японских мастеров. Итак, наберитесь терпения, вам придется ознакомиться с так называемыми заповедями традиционной икебаны. Их всего пятьдесят.

Красивые цветы не одно и то же, что и красивая икебана. Цветы свою красоту покажут только после того, как их правильно поставят.

Правильная икебана должна соответствовать эпохе и поводу, по которому делается.

Дух икебаны не стареет, но каждый создает ее по-своему.

Даже в одной ветке и в одном цветке должна быть отражена дикая природа.

5. Икебана из природных и искусственных материалов

Материалы и инструменты

· Ветки (2 шт.) 1 длинная с несколькими разветвлениями, 2 маленькая, со свисающим концом вниз.

· Мыльница на ножка (1 шт.)

· Цветная бумага (2 листа) нежно-розового цвета

· Свечка (1 шт.) свечка среднего размера, широкая

stud.wiki

Икебана – это что такое?

Икебана – это настоящее искусство составления красивых цветочных композиций. Многие ее называют скульптурой из цветов. Чтобы познать это мастерство, необходимо много учиться, читать литературу и, конечно же, иметь эстетический вкус. Существует много канонов и техник складывания. Каждый элемент композиции имеет определенный смысл и свое значение. Это и сочетание цветов, и форма вазы, и компоновка материалов. Используют не только цветы, а и ветки, листья, фрукты и ягоды, травы и засушенные растения, даже муляжи и искусственные цветы.

История происхождения

Зародилось такое искусство в Японии. В переводе слово икебана – это живые цветы или вторая жизнь для цветов. По-японски «ике» – жизнь, а «бана» – цветок. Возникла такая методика еще в XV веке. Сначала в храмах Японии монахи оформляли такие композиции, чтобы преподнести подарок богам и украсить храм.

Основной принцип создания икебаны – это изысканность и простота, которые достигаются видением натуральной красоты природы. Необязательно иметь много разных цветов, достаточно одного бутона, листика и веточки, но мастер их выложит так, что будет использоваться бесконечное космическое пространство, покажет всю широту своей души, свое видение мира. В этот момент единственный цветок композиции может символизировать вечную жизнь.

Самой первой школой составления букетов считают Икэнобо. Ее основал священнослужитель из Киото, который делал икебаны для буддийского храма Роккаку-до, по имени Икэнобо Сэнкэем. Традиции старинной школы и сейчас используются монахами для украшений храмов, ритуальных празднеств. Многие считают, что именно этот древний стиль Рикка отражает все величие природы. Употребление в композиции каждого элемента оправдано обычаями и канонами. Например, ветки сосны передают мощь скал и камней, а белые хризантемы – символы рек и маленьких ручейков.

Старинная легенда

В Японии существует легенда о возникновении данного искусства. Однажды по стране прокатился ураган, во время которого в результате сильного ветра и дождя погибло много растений и цветов. Монахи-буддисты собрали все обломанные цветы из сада и пришли в храм с молитвой, прося бога о милости восстановить сады.

Будда внял просьбам священнослужителей, и сады вновь стали радовать людей красивыми растениями. С тех пор монахи с благодарностью приносят в храм красиво составленные асимметричные букеты, стараясь угодить божеству.

Философия икебаны

Перед тем, как сделать икебану, японцы тщательно продумывают идею композиции, ведь, по заверениям монахов, они служили связующим звеном между миром живых и мертвых. Ритуальное приношение цветов к Будде было регулярным. В Индии буддисты только рассыпали цветы около статуи бога в храмах, а японцы вкладывали философский смысл в каждое произведение цветочного искусства.

Основное значение икебаны – это противостояние сил тьмы и света. Это символы Неба и Земли. Состояли букеты поэтому из двух веток. Позже, когда монахи посетили Китай, под влиянием учения конфуцианства добавилась еще одна ветвь, символизирующая Человека.

Сильное влияние на философское значение построения композиции оказало учение Дзен, которое отметило важность бытия. Оно отрицало пышные ритуалы, а предпочитало сиюминутную данность и обыденность существования.

Японские школы икебаны

Помимо традиционной Икэнобо, есть еще и более современные методики составления букетов. В 1897 году появился новый стиль икебаны – это морибана. Эта школа обучает мастеров создавать композиции в плоских сосудах, низких вазах. Там используются металлические наколки – кэндзаны. Стебли растений или цветов накалываются на вертикальные иглы, что обеспечивает фиксацию в нужном положении. Кэндзан обычно располагают в низком сосуде, скрывают его растительным материалом, а чтобы цветы не вяли, ваза заливается водой.

Самая современная школа искусства икебаны – это Согуцэ. Она относительно молода, возникла в 1927 году. Отличается от остальных методик тем, что в ней используются не только цветы и растения, а разнообразный другой природный материал. Это камни и пластик, ткань и даже металл. Главным цветочным скульптором, который является инициатором создания данной школы, является Софу Тэсигахара. Он считается новатором и художником. В Европе и Америке его прозвали Пикассо цветов.

Популярные современные стили

В настоящее время обучают искусству икебаны гейш. Есть специальные курсы и в нашей стране. Хоть в России термин появился только в ХХ веке, но составление композиций увлекло многих. Сейчас старинные техники редко можно встретить, полюбились мастерам только некоторые из них. Перечислим только самые популярные и то, чем они отличаются от остальных.

Стиль Нагэирэ или Хэйка характеризуется нахождением цветов в высоких вазах, имеющих узкую горловину. Для правильного расположения растений пользуются опорой на край вазы. Если нужно поменять положение, то берут специальные деревянные подпорки.

Для стиля Морибана характерны низкие вазы, подносы с водой. Используются держатели: описанные ранее кэндзаны или сиппо.

Дзиюка представляет собой свободное расположение природного материала.

Морибана

Рассмотрим внимательнее, что представляет собой данный стиль. Композиции отражают философию натурализма, все работы мастеров выглядят трехмерными, объемными. Вазы все низкие, но могут иметь разную форму: круглые и овальные, квадратные и прямоугольные.

Данный стиль имеет три главных правила составления букета. Они носят названия Син (небо), Соэ (человек), Тай (земля). Соотношение данных формообразующих элементов должно быть в пропорции 7:5:3. Также учитываются размеры вазы. Сначала выкладываются на металлические стержни основные элементы, потом создается глубина благодаря дополнениям. Они соединяют все детали воедино.

Имеются 3 формы в этом стиле:

  1. Текутай имеет вертикальную форму строения букета. Используются длинные прямые стебли. Это бамбук, гладиолус, нарцисс. Основной элемент – Син – устанавливается вертикально. Отклонение позволительно лишь на 30°.
  2. Сятай. Здесь используется наклонная форма построения линий. Употребляются часто ветки с красивыми и необычными изгибами ствола. Верхушка отклоняется уже намного больше 30°. Создается впечатление, что букет наклонил сильный ветер.
  3. Суйтай состоит из нескольких каскадов. Используют свисающие растения. Основной элемент Син может опускаться ниже вазы, создавая красивый изгиб. Эффектно выглядят такие вазы на высоких полках или этажерках.

Нагэирэ

Икебана из цветов этого стиля имеет такие же основные формы и пропорции, как и предыдущего. Отличие представлено формой сосуда, в котором размещается композиция. Для Нагэирэ берется высокая ваза, узкое горлышко которой удерживает растения. Также используются и дополнительные крепежные элементы – крестовины, расщепленные ветки, деревянные распорки в форме буквы V.

Данный стиль передает не только красоту природных пейзажей, но и раскрывает изящные изгибы цветочных стеблей и веток растений.

Дзиюка

Свобода стиля проявляется в оригинальности выбора материала, это своеобразный сюрреализм икебаны из природных материалов. Он объединяет древнее искусство составления букетов и современный взгляд художника. Здесь возможно любое видоизменения формы листьев, добавление материалов как природных, так и неживых. Часто используются сухие травы и листья, плоды, стекло и камни, пластик. Также выбирается необычная форма сосудов, в которых создается шедевр.

Свободный стиль составления букетов допускает применение смешения других стилей. Могут использоваться растительные материалы окружающей природы, добавляются геометрическая символика, цветовые смешения. Современные фактурные материалы позволяют разгуляться фантазии художников, воплощая самые безрассудные замыслы.

В стиле Дзиюка можно создавать бессчетное количество образов, сочетая растительный и искусственно созданный материал.

Как создать икебану?

Рассмотрим, как можно сделать осеннюю икебану своими руками. Для этого нужно взять острый нож и пойти прогуляться в осенний лес или парк. Основное правило составления икебаны представлено подробно в статье. Это три основных элемента, которые имеют пропорции 7:5:3.

Перечислим основные правила составления композиции:

  1. Все три основные части ставятся по форме треугольника, причем все его углы располагаются в разных плоскостях.
  2. Сосуд, в котором располагается икебана, не должен иметь никакой раскраски. Этот предмет может иметь любую форму, но быть однотонным, ведь он не должен отвлекать созерцателей от самого букета.
  3. Сначала располагают три основных элемента, потом уже идет заполнение пространства между ними.

Выполнять работу можно с использованием основных стилей, а можно собрать свободную композицию. Для осенней икебаны применяют и ветки, и листья, элементы с плодами, шишками и каштанами, семенами растений на ветках. Красиво смотрятся гроздья ясеня. Здесь уже пробуйте самостоятельно, фантазируйте по своему вкусу. Можно взять сухую траву и такие невянущие цветы, как бессмертник.

Начало работы

Сначала в работе над осенней икебаной выбирают сосуд. В нашем случае эту роль играет простая глиняная ваза. Также необходимо иметь основу. Лучше всего купить в магазине металлическую подставку – кэндзан. Если ее нет, то можно самостоятельно прибить в ряд несколько гвоздей на деревянную подставку.

Три основных элемента нашей осенней икебаны представлены хризантемой желтого цвета и веточками с красными ягодами барбариса. Их легко найти осенью в парках или на склонах.

Остается только собрать композицию, учитывая пропорции элементов. Помните, что это не букет, он не требует пышности. Достаточно будет для начала создать такой простой сюжет.

Икебана из листьев

Для свободного стиля икебаны (фото ниже) можно использовать большие листья пальмы или папоротника. Разрешается полная деформация материала. Так на фотографии мы видим, что листья пальмы обрезаны с одной стороны веточки и сложены дугой. Расположены эти листовые элементы в разных плоскостях.

В центральной части композиции расположились яркие цветочные акценты. Пропорции, присущие икебане, соблюдены. Четко просматриваются все три точки с правильными сторонами. Пустое пространство заполнено листьями меньшего размера и другой, более округлой формы. Ваза, плоская и однотонная, не мешает восприятию картины художника.

Главная наклонная форма икебаны
fb.ru

Икэбана: история искусства

Икэбана – сочетание двух иероглифов, где перед иероглифом «цветок» стоит иероглиф «оживлять».

Традиционное японское искусство икэбана изначально связано с древним обычаем преподношения цветов умершим и божественным духам. Божественные духи, следуя религии синто, присутствуют во всем окружающем человека мире – деревьях, камнях, травах, цветах. Поэтому у японцев и отношение к цветам, как к божествам.

С введением в Японии буддизма в качестве государственной религии, был создан обряд подношения цветов Будде. Истоки икэбана начинаются с этого обряда. Сначала этим искусством занималась буддийские монахи. И только мужчины.

Икэбана Икэнобо. Рикка.

Икэнобо — самая первая школа икэбаны — была основана в середине 15 в. священнослужителем из г. Киото – Икэнобо Сенкеем.

Часто можно услышать суждение, что икэнобо – сама история икэбаны.

Первый стиль школы икэнобо – рикка — славил Будду. Этот стиль предназначался для обширных помещений, композиции в стиле рикка были высокими (более 1,5 метров) и объемными. Главными растениями в них были сосна и бамбук.

Икэбана в стиле рикка всегда строго подчинялась правилам – предписывался точный набор растений и предназначение каждого из них.

На создание композиций требовалось много физических усилий и времени, поэтому работать над ними могли только хорошо подготовленные мастера. Спустя время, это искусство понравилось придворной знати и военно-начальникам, затем полюбилось воинам, а в период Эдо (1603-1867) искусством икэбаны заинтересовались купцы и простые люди.

Икэнобо. Современная Рикка.

При построении композиций икэбана в стиле рикка(для поддержания стеблей в вертикальном положении в высоких вазах) издавна использовали держатели из плотной соломы.

Из соломы изготавливали несколько пучков, плотно связывали каждый, затем скрепляли пучки вместе и набивали ими контейнер. Важно было сделать пучок нужной плотности – рыхлый не удерживает стебли, а в плотный, напротив, стебли вводить тяжело.

Икэнобо. Стиль сека.

Как упрощенная рикка, в начале 18в. был разработан стиль сека – три основные элемента секи символизировали Вселенную, Землю и Человека.

Композиции сека ставились как в высоких, так и в низких вазах. В первых композициях секи использовали только один вид растений (древесных или трав).

В более поздних вариантах стало допустимо сочетание растений.

В середине XIX в. американский командор Мэтью Пери, прибывший на черных кораблях, пушками взломал режим самоизоляции Японии.

И с этого момента в стране Восходящего Солнца начались большие перемены во всех сферах жизни страны.

Не обошлось без изменений и в икэбана.

Командор Мэтью Пери

Вместе с разными товарами в Японию стали поступать невиданные доселе цветы. А старые канонизированные формы икэбана не предусматривали их использование.

Сын керамиста Унсин Охара, занимавшийся ранее икэбана по школе Икэнобо, начинает использовать для своих произведений неглубокие широкие сосуды – создает новый стиль – морибана ( цветы, нагроможденные в плошках).

Композиция школы Охара.

Стиль этот создает совершенно новые просторы для творчества, позволяет делать низкие, свободные красочные композиции. Вазы в стиле морибана позволили отражать природные ландшафты в объемных сосудах с водой. Вода начинает работать в композиции как один их художественных элементов.

В 1897г. У. Охара учреждает свою школу Охара, порвав со школой Икэнобо.

Икэбана по школе Охара имеет две основные формы – морибана(низкая ваза) и хайку(или нагэирэ – высокая ваза).

Наибольшие преобразования претерпевает икэбана после 1927 года, когда учреждается школа Согэцу.

«Согэцу» — соединение двух иероглифов, означающих «трава» и «луна», что означает понимание сущности окружающей природы и ее связи с бесконечной Вселенной.

Основатель школы Согэцу – Софу Тэсигахара, отец которого был известным в то время преподавателем в школе икэбана Икэнобо.

Софу Тэсигахара решается на самостоятельный путь в творчестве. Его стиль – современный и необычный – соответствует времени и начинает быстро завоевывать последователей.

Вместе с новыми мастерами икэбаны Софу в 1936 г. принимает декларацию «Новой икэбаны», где провозглашается, что новая икэбана отвергает старые канонизированные формы и ограниченный ассортимент растений, что икэбана должна постоянно развиваться и не придерживаться строгих форм и правил.

Главная наклонная форма икебаны
vostokzapadesign.ru

Построение Икебаны

Приступая к аранжировке, поднос с цветами рекомендуется поставить справа от себя, а вазу — примерно на расстоянии 60 см впереди подноса. Когда ваза стоит рядом, заниматься аранжировкой легче, однако чтобы лучше видеть все цветы по мере их расстановки, вазу нужно разместить немного дальше. Сосуд должен находиться выше уровня глаз, дабы впечатление от композиции при ее создании было таким же, как и впоследствии у зрителя.

Начиная составлять композицию, из имеющегося материала прежде всего выбирают самую высокую и красивую ветку, смотрят, с какой стороны, в каком повороте или наклоне эта ветка (или цветок) выглядит наиболее выигрышно. “Изнанка” листьев обычно не должна быть видна. Нужно стараться, чтобы листья или цветы не перекрывали друг друга. Густые ветки прореживают, убирают все некрасивые части, лишние листья.

Для закрепления растений в низких сосудах используют кензан (свинцовое основание с плотной щеткой заостренных игл или гвоздей из нержавеющих металлов).

Ветку укрепляют в кензане следующим образом. Ее держат у самого основания и втыкают вертикально, а затем наклоняют в нужную сторону. Цветы накалывают сразу под необходимым углом. Если стебель очень тонкий, то кончик его можно вставить в отрезок более толстого полого побега либо обмотать полоской бумаги.

Толстые ветки заостряют или расщепляют. Пучок тонких стеблей можно скрепить вместе отрезком проволоки или шпагата. В полый стебель, например георгины, можно вставить фитилек или короткую тонкую палочку.

Используя толстые тяжелые ветки, для устойчивости всей композиции берут наколку с более тяжелым основанием или прикрепляют сбоку одного кензана другой, иголками вниз, скрепив между собой часть встречных игл.

Кроме того, тяжелую ветку можно прибить гвоздями к дощечке, а кензан для фиксации цветов и легких веток поставить сверху. Помимо кензана, можно использовать и сиппо — пластинку с отверстиями для стеблей. Однако она не обеспечивает той свободы фиксации растительного материала, которую создает кензан.

Если композиция односторонняя, то ветки не должны отклоняться назад от зрителя, поскольку это создает эффект неустойчивости. Они не должны казаться также поникшими или сломленными. Основание букета должно быть красивым и законченным.

В низких вазах наколку нужно обязательно замаскировать цветами, веточками или листьями, а в отдельных случаях даже завернуть в тонкую папиросную бумагу или в салфетку. Однако листья не должны находиться в воде. В некоторых последних работах школы Охара наколки не маскируют. Вариант применяют для установки в большой плоской вазе перекрещенных веток, как бы образующих шалаш.

Размеры композиции зависят от размера вазы, сосуда, который, в свою очередь, определяется суммой его высоты и диаметра. Это правило справедливо для высоких и низких, плоских ваз. Ветки и цветы подбирают так, чтобы их высота в 1-1,5 раза (для массивных веток и цветов) или в 2 раза (для мелких, изящных) превышала размер сосуда. При аранжировках в высоких вазах рассчитанную длину веток и стеблей цветов необходимо увеличить, так как часть будет находиться внутри сосуда. Поэтому их берут соответственно длиннее.

Основные варианты учебной икебаны складываются из группировки трех главных элементов: син — олицетворяет небо, соэ — человека и хикаэ — землю, для которых приняты условные обозначения в учебных диаграммах. Высота и длина основных элементов зависят от размера вазы и строго пропорциональны друг другу. Так, первый элемент — син обычно берут в 1,5-2 раза больше размера вазы, второй — соэ в 3/4 первого и третий — хикаэ — в 3/4 второго. В начальной стадии обучения первыми двумя элементами обычно служат ветки, третьим — цветы. К каждому главному элементу добавляют помощников (дзюси), усиливающих его. Помощники главных элементов короче, по местоположению тяготеют к ним и бывают, как правило, из того же материала, что и главные элементы.

Варианты композиций в низких вазах

Основная прямостоячая форма.
Первая, главная, ветка (син) наклонена вперед и влево под углом 15°, вторая (соэ) — также вперед и влево под углом 45°, третья (хикаэ) отклонена вправо и вперед под углом 75°. рис 1.а

Основная наклонная форма.
Первая, главная, ветка наклонена влево под углом 45°. вторая — влево под углом 10-15°, третья — вправо под углом 75°. Все ветки слегка наклонены вперед. рис 1.б

Вариант 1 прямостоячей формы:
Вариант 1 наклонной формы:
син наклонена под углом 45° влево, соэ — под углом 15° вправо, хикаэ- под углом 75° в ту же сторон. рис 2.б син наклонена слегка назад и вправо под углом 15°, соэ — вперед и влево под углом 45° и хикаэ — под углом 75° вперед и вправо. рис 2.а

Вариант 2 прямостоячей формы:
Вариант 2 наклонной формы:
Вариант 3 прямостоячей формы:
Вариант 3 наклонной формы:
Син наклонена под углом 45° влево, соэ — под углом 75° вправо, хикаэ — вперед и влево под углом 15°. рис 4.б используют обычно для ниши, где ставят букет цветов. Он должен рассматриваться с трех сторон. Для хикаэ стараются подобрать побольше цветов, создающих красочное пятно. рис 4.а син, хикаэ наклонены влево, соэ — вправо. рис 3.б син — влево, соэ и хикаэ меняются местами. рис 3.а

Вариант 4 прямостоячей формы:
Вариант 4 наклонной формы:
Вариант 5 прямостоячей формы:
Вариант 5 наклонной формы:
Выше рассмотрены формы и варианты односторонних композиций в низких вазах, устанавливаемых чаще всего у стен, поэтому воспринимаемых с “лицевой” стороны. рис. 6б.
берут две наколки, располагая их в двух разных местах большой широкой и плоской вазы или в двух небольших вазах, сходных по форме или цвету, поместив их рядом. используют две наколки, расположенные отдельно одна от другой. Этот вариант создает впечатление простора, ширины, свежести. Если нет большой широкой плоской вазы, берут две небольшие вазы, подходящие по форме или по цвету, поместив в каждую из них по наколке. рис. 6а. син и хикаэ меняются местами по углу наклона. рис. 5б. отсутствует вторая ветвь (соэ), для син подбирают особенно красивую ветку. рис. 5а.

Вариант 6 — четырехсторонний.
Если основными элементами (син, соэ, хикаэ) будут ветки, то в качестве помощников к каждому из них можно подобрать цветы (в ранее рассмотренных композициях ветки син и соэ дополняли, как правило, также ветками). Если в вазе на обеденном столе ставят только цветы, то их должно быть достаточное количество. Наиболее изящные композиции получают из цветущих веток кустарников: сирени, жасмина, спиреи, яблони или сливы.

Вариант 7 — “плавающая икебана” типа натюрморта.
Применяют обычно для украшения обеденного, банкетного стола. В низкую вазу с водой кладут плоские цветы, срезанные без цветоноса, добавляют несколько листьев. В этой композиции должна быть видна вода. Используют также фрукты и овощи и даже небольшие фигурки.

рис 8 Ваза с цветами, которую ставят посредине стола, должна выглядеть красиво и интересно со всех сторон и обязательно по-иному с разных точек созерцания. Цветы не должны загораживать собеседников, сидящих друг против друга. Поэтому при аранжировке применяют варианты прямостоячей и наклонной форм, но длина элемента син ограничивается суммой диаметра и высоты вазы (в односторонних композициях эта сумма увеличивается в 1,5-2 раза). Углы отклонения от вертикали основных элементов те же, что и у основной прямостоячей формы, но они направлены в разные стороны. Дополнительные ветки-помощники в четырехстороннем букете берут меньше обычного размера и направляют также в разные стороны. рис 7, а, б.

Место наколки (кензана) зависит от вазы. Для композиции, просматривающейся со всех сторон, в круглой вазе ее размещают обычно посредине, в удлиненной — посредине или сбоку. Располагают цветы и ветки на наколке так, чтобы она по возможности была незаметной, замаскировывают ее. В плоских широких вазах очень украшает и оживляет композицию открытая поверхность воды: она придает ощущение свежести, поэтому такие композиции особенно хороши в летние жаркие дни.

Форма композиции зависит и от того, откуда на нее будут смотреть. Композиция может быть одно-, двух-, трех- и четырехсторонней. Необходимым условием при этом должно быть отсутствие симметрии: с каждой новой точки она должна смотреться по-новому и интересно.

При аранжировке в высоких сосудах (в стиле нагеирэ) также различают обычно три основных элемента. Углы наклона, длина веток и их положение те же, что и в рассмотренных выше вариантах.

При составлении композиций в высоких вазах не пользуются наколками, но чтобы придать веткам определенное положение, применяют различные способы и приемы. Если горлышко вазы небольшое, ветки можно не укреплять или в горловину вазы вставить пучок соломы. Ветку подрезают и помещают так, чтобы поверхность среза прижималась к стенке вазы: это обеспечивает ее устойчивое положение.

В цилиндрических вазах внутри крест-накрест укрепляют две палочки — перекладинки, отрезанные от веток с мягкой древесиной, которые целесообразно дополнительно связать. Такие распорки помогают удерживать цветок или ветку в вазе в нужном направлении. Иногда к распорке привязывают ту или иную ветку, а затем вставляют в вазу.

Еще два способа — закрепление и наращивание основной ветки.

  1. Берут палочку, равную высоте вазы. Верхний край ее расщепляют на 3-7 см. Так же расщепляют и ветку, которую хотят поместить в вазу. Расщепленные концы вставляют друг в друга. Таким образом, фиксируют ветку. Для прочности ее неплохо укрепить проволокой или ниткой. Затем ветку, укрепленную на палочке, помещают в воду.
  2. Ветку срезают по диагонали и расщепляют, в расщеп для большей опоры вставляют палочку и перевязывают тонкой проволокой.

Дополнительную палочку прикрепляют к ветке крестообразным способом.

При сгибании, что часто бывает необходимо в аранжировке, обе руки на ветках или на цветоносах держат близко, так чтобы большие пальцы заходили друг за друга, а изгиб делают одновременно с легким скручиванием. Для композиций в стиле рикка в горловину сосуда вставляют жгут из отдельно связанных пучков соломы. У ветвей и стеблей заранее зачищают и заостряют концы. Большие ветки нужной формы часто собирают с помощью фигурных выпилов на основной, ведущей, ветке или сбивают гвоздями из веточек меньшего размера с нужным изгибом.

Цветоводам и аранжировщикам полезно ознакомиться с основными правилам икебаны. Некоторые из них приведены ниже в слегка сокращенном виде.

Основные правила (заповеди) икебаны.

Важно обучение совершенству линий, безыскусности, обязательному пониманию роста и развития растений, любви к природе во всех ее проявлениях. Главное в икебане — это не сочетание красок, цветов, а отражение форм природы и жизни.

Цветы раскроют свою красоту после того, как их соответствующим образом поставят, выявят четкость и изящество линий, гармоничность сочетаний красок. Даже в одном цветке и одной ветке должна быть отражена великая природа.

Приступая к аранжировке, поговорите в душе с каждым цветком, не опасайтесь конечных результатов, будьте спокойны и внимательны.

Нужно бережно относиться к растениям, но во имя прекрасного не бойтесь отрезать лишние ветки, цветы и листья — это выявит красоту оставшихся. Легенда рассказывает о том, что известный мастер икебаны перед приходом почетного гостя срезал в саду все цветы, дабы подчеркнуть красоту единственного цветка, который он поставил в композицию.

Не обращайте внимания на количество цветов и веток (четное или нечетное), так как самое главное – это гармония и баланс. Лучшая ваза — любой сосуд, который кажется аранжировщику подходящим. Ветки, например, ели, туи, листья папоротника нельзя ставить полностью “анфас” или в “профиль”. Им нужно придать небольшой поворот и наклон.

Изогнутые ветки ставят так, чтобы верхний конец был направлен вверх, а не вниз.

Сначала подберите гармонирующие друг с другом вазу и материал, а сделав композицию, найдите для нее подходящее место и освещение, что усилит гармонию композиции.

Каждая композиция должна иметь “лицо”, то есть быть повернутой в ту сторону, откуда она лучше смотрится. Подлинная красота икебаны вытекает из гармонии ее с окружающей обстановкой.

Если цветы и ветки — главный элемент композиции — яркие, то вазу выбирают скромную, одноцветную, если же ваза — главный элемент, то цветы и ветки подбирают неяркие, дополняющие красоту и изящество вазы.

Используйте вдохновение для составления композиций неожиданных форм, подберите необычный материал, который подскажет тему аранжировки.

Композиция окажется невыразительной, если между главными элементами будет одинаковое расстояние и они будут располагаться симметрично. Это создаст впечатление монотонности. Впечатление силы каждого главного элемента композиции не должно быть одинаковым, то есть они должны быть различными по размеру цветовых пятен.

Композиция должна иметь акцент — “изюминку”.

И самая главная, последняя заповедь — ум и сердце аранжировщика не должны быть в плену у правил

Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редакции

Комментарии:

Главная наклонная форма икебаны
www.vashsad.ua

Сайт для начинающих флористов и для тех кто любит цветы и букеты. Все о флористике цветов. Уроки флористики. Стили флористики. Основы составления композиций. Правила составления букетов. Цветочный этикет.

Рубрики

Икебана в стиле Морибана

Морибана – стиль икебаны, в котором цветы располагаются в низкой, плоской вазе.

Если Вы решили сделать икебану в стиле Морибана своими руками, то необходимо знать основные пропорции составления и формы композиций в этом стиле.

Я уже рассказывала о классических пропорциях основных элементов икебаны – Син, Сое, Хикае. В стиле Морибана расчет делают по следующей формуле: длина Син = 1,5d +h, длина Сое от 2/3 до 3/4 Син, а длина Хикае – от 1/2 до 1/3 Син.

Стиль Морибана имеет несколько основных форм. Форма композиции определяется углом наклона линии Син.

1. Вертикальная или прямостоячая форма – угол наклона элемента Син от вертикальной оси составляет от 15 до 30º. Данная форма используется для составления различных праздничных, летних, весенних композиций. Так, примером весенней композиции является новогодняя икебана (в Японии Новый год — весенний праздник).

Разберем детально процесс составления икебаны в стиле Морибана для первого варианта формы композиции.

Первым делом установите в вазе кензан. Вот примерные схемы расположения кензана в вазе.

Далее установите самый главный элемент – Син (небо). От его направления и красоты изгиба зависит успех всей ком­позиции. Отклоните Син влево от вертикальной линии на заданный угол (от 15 до 30º) и слегка наклоните назад.

Второй по значимости элемент Сое (человек) наклоняют вправо на 45 -60 градусов и назад.

Заключительный третий элемент Хикае (земля) – закрепите в кензане чуть позади линии Син и наклоните влево на 75 -85 градусов и вперед.

Дзюси в этой композиции используются невысокие. Дзюси могут быть, как у всех элементов, так и у одного—двух, а то и совсем отсутствовать. Это применимо ко всем формам икебаны. Если главные элементы Син, Сое, Хикае — ветки или длинные листья, то в качестве дзюси лучше взять цветы и поставить их впереди. Дзюси помогают создать объемность и насыщенность композиции.

2. Наклонная форма – угол наклона линии Син составляет от 30 до 60º.

Наклонная форма создает впечатление качающихся на ветру веток. Такие композиции вызывают легкую грусть, но от этого не становятся менее красивыми.

3. Каскадная или ниспадающая форма флористической композиции – ветка Син располагается горизонтально на уровне краев сосуда или даже опускается ниже края вазы. Данная форма подходит для растительных материалов имеющих сильный изгиб. Для создания более яркого впечатления лучше использовать плоскую вазу на высокой ножке или поставить обычную плоскую вазу на какую-нибудь подставку или возвышение.

Каскадные формы композиций очень элегантны. Они подойдут для осенних композиций.

df-floristika.ru

Уроки японского. Искусство икебаны

Если самурай из вас никакой, равно как и буддийский монах, вы не обучались в школе гейш, а о самой Японии лишь иногда смотрели заметки по ТВ и читали в интернете, это не помешает вам создать свою красивую икебану. Как? Было бы желание!

Вся Япония в одной композиции. Проста (но только на первый взгляд), изысканна, многогранна, до конца не понять

Краткая история икебаны. Три основные школы, сотни стилей, миллионы поклонников

Икебана в широком смысле это:

  • японское искусство создания букетов из срезанных цветов и их частей (в том числе – уже засохших) и других флористических элементов;
  • готовый букет, созданный по канонам этого искусства.

Само слово «икебана» состоит из двух иероглифов: «жизнь» и «срезанные живые цветы», что в сочетании можно трактовать как «вторая жизнь срезанных цветов». Японисты, впрочем, подчеркивают: на самом деле термин не имеет буквального перевода, его значение слишком глубоко. Это и показ места человека в мире, и отражение индивидуальности того, кто составил композицию, и демонстрация принятия естественного течения жизни, частью которой является неизбежное умирание, нахождение в этом эстетики, и многое, многое другое.

Изначально лепестки и срезанные цветы использовались в буддийских ритуалах, поэтому можно сказать, что «колыбелью» икебаны является Индия, где возникло учение. Когда буддизм стал распространяться в Японии (это VI век), практика с цветами-подношениями перекочевала на острова. Только священнослужители ведали, как лучше распорядиться флорой в качестве даров Будде и украшения храмов.

В поисках просветления

От идей киотского священника Икэнобо Сэнкэея берет свое начало старейшая школа икебаны Икэнобо. Мастер был настолько искусен в составлении красивых композиций, что поучиться его умению приезжало духовенство со всей страны.

Стиль, изначально присущий этой школе, называется рикка. Мы заостряем на этом внимание, т. к. в XXI веке школ и стилей существует уже несколько сотен. Но все они, можно сказать, вышли из Икэнобо.

Для классического стиля рикка характерны высокие (выше полутора метров) композиции с основными растениями в составе: сосной, бамбуком, лотосом. Напомним, речь идет о прославлении Будды. Одинокая сосна – дерево, символизирующее природу просветленного. Бамбук обозначает совершенного человека. Ну а лотос для всего Востока – знак духовного раскрытия. Хотя, строго говоря, это тоже упрощенные значения, есть и другие, как чисто буддийские, так и местные, японские, связанные с синтоизмом, традиционной религией жителей островов.

Неизбежно такой красивый процесс, как составление цветочных композиций (пусть и с особым смыслом), должен был выйти из храмов в народ. Это и произошло с течением времени. Сначала икебаны появились в императорском доме, затем – по нисходящей – стали набирать популярность среди всего населения.

К XVI веку религиозное значение икебан уменьшилось. Родился стиль сека. С одной стороны, это упрощенная рикка (для масс). С другой – с годами искусство составления цветочных композиций «напиталось» специфическим японским отношением к красоте и бытию.

Здесь уже не было столь строгих догм о вертикальности, зато нужно было непременно эстетично и со смыслом выдержать баланс всех частей композиции.

Умение составлять икебаны стало обязательным для гейш, но широко занимались этим искусством мужчины. Самураи перед битвой, с которой могли не вернуться, создавали икебану. Представляете, какое глубокое значение, касающееся человеческой жизни, вкладывали они в свою композицию?!

О том, как должны были составляться букеты, писались инструкции. Их изучение, знание и четкое исполнение стало обязательным. Не то чтобы «шаг влево или вправо» не допускался совсем, но принципы создания икебан эволюционировали очень медленно.

Так бы и продолжалось, если бы не вмешались европейцы…

Икебана школы Икэнобо

Начиная с середины XIX века, изоляции Японии от остального мира пришел конец. Огромные перемены охватили все сферы жизни страны, разумеется, процесс коснулся и икебаны.

  • Во-первых, японцы столкнулись с непривычным для себя взглядом на жизнь, человека, неизвестной доселе философией. А это как раз то, что икебанисты отражают в своих произведениях. И пусть большинство откровенно не понимало западного человека (а кто-то и проникся идеями, привезенными из-за океана), в цветочных композициях стали появляться новые нотки.
  • Во-вторых и, наверное, в главных, в Японию стали привозить новые цветы, использование которых просто не было прописано в старых догматах. Пришлось пересматривать правила. Так немного насильственно искусство икебаны стало развиваться.

К концу XIX столетия бывший представитель школы Икэнобо по имени Унсин Охара начал применять для своих произведений непривычные сосуды и «дал жизнь» новым стилям (это был настоящий прорыв!):

  • морибана – элементы композиции устанавливались в неглубокие плошки, можно даже с водой;
  • хейка – когда растения помещались в высокие узкие вазы и фиксировались в вертикальном положении, порой причудливо нависая, непонятно даже, как и за что держась.

Мастер открыл свою школу Охара. Это вторая классическая школа икебаны.

Икебана в стиле морибана

Икебана в высокой узкой вазе

Наконец, в 1927 году открылась школа Согэцу – третья основная школа икебаны.

Ее представители, с одной стороны, не отказываются от традиционной японской философии (она была, есть и будет обязательной незримой составляющей любой композиции, иначе это уже и не икебана вовсе получится, а обычный букет), но с другой – открыты всему новому. Именно икебанисты этой школы стали активно использовать современные материалы, и если таковые появляются в наши дни, не преминут ими воспользоваться. По мнению приверженцев школы Согэцу, икебана не должна стоять на месте, ее задача – развиваться вместе с меняющимся миром. Правила прошлого хороши, но только как основа, трамплин, от которого нужно отталкиваться.

Скорее всего, именно благодаря этой школе икебана стала завоевывать популярность среди неяпонцев.

Новый взгляд на икебану

Сегодня в Стране восходящего солнца множество стилей икебан, но классическими, основными, считаются те, которые практикуются в первых трех школах: Икэнобо, Охара и Согэцу. Они существуют по сей день, у каждой есть свои приверженцы, между ними идет здоровая конкуренция, что в конечном итоге всем только на пользу.

Русский, но пояпонистей. Создаем свою икебану

В нашей стране зафиксирована, можно сказать, официальная дата знакомства с икебаной. В 1968 году при посольстве Японии в Москве и обществе дружбы «СССР – Япония» был учрежден клуб «Икебана». Японки (в основном, конечно, развитием культурных связей занимались женщины из дипломатических семей) обучали наших соотечественниц древнему, но живому искусству составления цветочных композиций. А чтобы об этом узнало население всей нашей огромной страны, подключился журнал «Цветоводство», в котором выходили заочные уроки для всех желающих.

Раритетные номера журнала «Цветоводство». У вас не сохранились?

Кстати, клуб существует по сей день, в нем можно пройти обучение. Вообще приобщиться к японскому искусству икебаны легко, если есть желание: на различных флористических курсах, даже онлайн, с помощью любителей икебаны, которые есть, наверное, в большинстве городов.

Зачем нужна икебана современному неяпонцу?

Для тех, кто уже увлекся этим искусством, полюбил его, вопрос странный. Это и хобби, и дело, которое может принести пользу. Заниматься составлением икебан можно, например, для:

Украшения интерьера. Японская цветочная композиция придаст уникальность даже помещению со стандартной мебелью.

Икебана хорошо смотрится в интерьерах не только в японском стиле

Познания себя, успокоения, приведения мыслей и чувств в порядок. Получается эдакая активная медитация.

Когда все раздражает… составь икебану!

Создания подарка. Почему бы не преподнести близкому человеку вместо стандартного букета философскую цветочную композицию. Японцы так и делают.

От такого презента сложно отказаться

Изучения японской культуры, ведь без знания истории и принципов икебан все ваши представления о Японии будут неполными.

Простой способ узнать о Японии больше – заняться составлением икебан

Прицела на возможный заработок. Освоив икебану, можно организовать свои курсы. Для этого, конечно, придется ответственно учиться, получать дипломы, желательно японских педагогов.

Глаза боятся, а руки делают

Сами японцы признают: икебана очень демократична, в наше время заниматься ею, проявлять свои творческие способности может каждый.

Но, конечно, это не значит, что у новоиспеченного икебаниста должны быть полностью «развязаны руки».

Для начала нужно понимать, чем икебана отличается от букета.

В западном варианте все внимание сосредоточено на цветах, их свежести, красоте, пышности, колористическом сочетании между собой и упаковкой, наконец, удобстве транспортировки. Букеты долго не живут, их выбрасывают по увяданию.

Не такова японская икебана. Она фиксирует взгляд на отношении к жизни. Глядя на композицию, вы можете задуматься о месте человека в мире, заглянуть в свою душу, увидеть красоту и хрупкость природы. Собственно, для последнего (подчеркивания недолговечности всего в этом мире) и используются засушенные элементы. Икебана стоит, как правило, долго.

Итак, можно брать как живые, так и засушенные цветы и другие элементы (например, камешки, листья, в том числе искусственные), но использование каждого должно быть объяснимо и оправданно. Соответственно, ничего лишнего в вашей композиции быть не должно.

Поскольку стилей и направлений в искусстве икебаны великое множество, вы можете выбрать емкость и мелкую, плоскую, и высокую, узкую. Но очень желательно, чтобы она была однотонной или прозрачной, дабы не отвлекать от главного.

Икебана в прозрачной вазе

Сразу продумайте, с помощью чего будет держаться композиция (скорее всего, потребуются фиксирующие элементы) и как поведет она себя со временем.

Икебана не может находиться в одной плоскости, это сложная многогранная структура, всегда асимметричная (как и все в природе), но если рассматривать ее двухмерно, то ее основные элементы должны составить треугольник.

Треугольник и асимметрия в искусстве икебаны

Вершины треугольника символизируют:

  • небо;
  • человека;
  • землю.

Классические пропорции икебаны: «человек» (то, что его обозначает в композиции) на одну треть меньше «неба», «земля» располагается в своей плоскости, противоположной «небу» и «человеку».

Большие икебаны могут состоять из нескольких треугольников, но сначала нужно научиться работать с одним.

Ну а дальше… вкладываем свой смысл в каждый элемент композиции. Что она будет отражать? Ваше настроение в данный момент времени? Глубинные жизненные убеждения? Может быть, она будет связана с каким-то событием? Или просто посвящена времени года за окном? Все допустимо. Ограничений нет.

Считается, что икебану нужно делать в одиночестве, чтобы никто не помешал самовыражению, не привнес ненароком в вашу композицию что-то свое.

Беспроигрышные цветы для первой икебаны

Один из главных мотивов в икебане – хризантема. Этот цветок символизирует Японию. И если настоящий японский икебанист спокойно обойдется без хризантем, для начинающего их использование – простейший способ настроиться на культуру и философию страны. Не говоря уж о том, что композиции с хризантемами всегда получаются очень красивыми!

С мыслями о Японии

Главная наклонная форма икебаны
amournsk.ru

CATEGORIES

COMMENTS

Wordpress (0)
Disqus ( )